Из отчета Минэкономразвития за 2018 год известно, что государственные монополии Украины только за 2018 год произвели публичные закупки на сумму превышающую 850 миллиардов гривен. Из них прямой импорт составил около 70% (600 млрд. грн., или $22 млрд.). Примерно такая же картина наблюдалась в 2019 году. Можно предположить, что в процентом отношении в 2020 году картина существенно не улучшится. Более того, она может ухудшиться, так как экономическое положение промышленного сектора Украины в текущем периоде будет только ухудшаться.
Уже во время кризиса и эпидемии заключаются договора на импорт техники и услуг, которые могли бы быть произведены в Украине. Всего лишь один пример: контракт Укравтодора на строительство моста в Запорожье отдан в феврале 2020 года(!) туркам. А это 12 млрд. грн. И никакого разговора о локализации в Украине. Даже металлопрокат турецкий. А что у нас нет заводов, которые могли бы его поставить? Нет заводов, которые могли бы изготовить металлоконструкции и железобетон, выполнить их монтаж? Турецкие рабочие будут довольны, у них будут рабочие места, у их страны налоги на развитие и борьбу с коронавирусом.
Нельзя дальше так управлять страной, учитывая ожидаемое резкое падение экономики в связи с продолжающимся мировым и национальным кризисом, усугубленным эпидемией коронавируса. Национальная экономика рискует не досчитаться не только многих предприятий, но и целых подотраслей после окончания карантина и кризиса.
Выход из этой практически патовой ситуации есть!
Параллельно с организацией работы по созданию Национальной стратегии локализации на государственном уровне (как это предлагает сделать Укрзализныця) Кабинету Министров Украины необходимо уже сегодня сделать несколько упреждающих шагов:
- Объявить с мая 2020 года Государственный мораторий на заключение контрактов на закупки по импорту продукции до проведения публичной экспертизы на предмет возможной закупки на внутреннем рынке, или с обязательной локализаций украинского производителя (с максимально возможным процентом локализации с первого поставляемого образца). При возможности локализации прямая импортная поставка запрещена. Ответственность несут Премьер-министр и профильный вице-премьер-министр.
- Минимальный процент локализации высчитывается экспертным путем. К экспертизе обязательно привлекаются (в том числе) эксперты из производственного и научного секторов экономики.
- Максимальный процент локализации инвестиционного проекта (при прочих равных условиях) будет главным критерем оценки победителя конкурса-тендера с участием иностранного и украинского партнеров. Суммарный процент будет выводить украинское сборочное предприятие, ответственное за поставку продукта потребителю.
- Календарные графики поставки продукции должны связывать количество поставляемой продукции и процент локализации, соответствующий ему, с первого изделия.
- Договорную ответственность за выполнение условий локализации проекта в Украине несут солидарно украинские и иностранные участники инвестиционного проекта поставки.
- Типовую методику расчета процента локализации утверждает Кабинет Министров (Минэкономразвития).
- Контроль за соблюдением графика процента локализации при поставке ведут поставщик и заказчик параллельно. От Кабинета Министров – профильное министерство заказчика продукции соответственно.
- До создания Национальной стратегии локализации на государственном уровне (в формулировке «Укрзализныци») реализовывать «точечные проекты закупок государственных монополистов» на принципах максимальной локализации.
- Начать предлагаю с ожидаемого в этом году конкурса-тендера на поставку для УЗ 205 электровозов.
В этом месяце Государственная монополия «Укрзализниця» вышла с инициативой пересмотра своей многолетней инвестиционной программы с ориентированием её на поставки продукции отечественного товаропроизводителя. Инициатива заслуживает всяческой поддержки, в первую очередь в Кабмине Украины и среди других крупных госмонополии таких как «Укравтодор», «Нафтогаз Украины» и других.
Подробнее смотри статью на сайте ПАО КВСЗ по ссылке>>>
Мовою оригіналу.