Сколько теряют украинские города на закупках коммунальной техники по импорту или Скупой платит дважды

Сколько теряют украинские города на закупках коммунальной техники по импорту или Скупой платит дважды

«Свобода слова Савика Шустера» на ТК «Украина» в выпуске от 12 февраля 2021 года подняла очень актуальную тему – НЕ сделано в Украине.

Звучит обидно. Тезисы этой темы были очерчены очень точно:

  • Почему в многомиллионных тендерах на поставку сложной и дорогостоящей продукции машиностроения выигрывают не украинские, а иностранные компании?
  • Поддерживает ли власть украинских производителей?

Собственно ответ на второй вопрос очевиден и исходит из первого тезиса.

К сожалению, из-за ограниченности во времени, я мало успел сказать в прямом эфире. Поэтому считаю необходимым дополнить.

На чем было построено выступление мэров крупнейших городов Украины – Харькова и Львова? И.о. мэра Харькова Игорь Терехов говорил, что при проведении тендера на закупку 8 поездов метро заботился о благе харьковской общины. Поэтому победу присудили китайцам, а не украинскому КВСЗ. Его не интересуют заботы Крюковского вагоностроительного завода, проблемы национального производителя, который якобы выпускает не конкурентную продукцию, потому что не вкладывает денег в развитие производства. А вот китайская компания CRRC – это все.

0002

Было очевидным, что Харьков в очередной раз вводит общественность в заблуждение. На самом деле все обстоит с точностью до наоборот.

Присуждая победу китайцам, взяли только цену поставки без учета стоимости жизненного цикла. А ведь стоимость эксплуатации китайских производителей в 7,5 раз выше, чем в украинских. Поэтому уже за один год эксплуатации разница в цене всего в 1 млн. евро нивелируется. А за 40 лет (именно столько должен работать поезд метро) харьковская мэрия переплатит китайскому поставщику 43,5 млн. евро. Это практически еще один бюджет закупки 8 поездов - 45 млн. евро.

Игорь Терехов не сказал, что харьковская мэрия и метрополитен грубо нарушили тендерные условия, которые сами же и составили.

Говорить об уровне китайской продукции считаю неэтичным. Все, кто в теме, знают: в Украине работают 170 вагонов метро, которых коснулись руки крюковских вагоностроителей. В основном - в Киевском метрополитене, а также один поезд с асинхронным тяговым двигателем – в Харьковском. Для профессионалов и тех, кто интересуется: среди них 35 новых вагонов и 135 таких, которые прошли глубокую модернизацию за средства «зеленых» инвестиций в рамках украинско-японского проекта.

Глубокая модернизация означает, что и кузова переделаны полностью, и тележки новые, и интерьеры новые, и кабины машинистов. Да ничего практически старого не осталось, кроме металлоконструкции кузова. И та доработана в объеме от 25 до 60 процентов.

Согласитесь, это значительный процент подвижного состава, большой опыт эксплуатации украинской продукции, который мы имеем уже сегодня. В то же время ни одного китайского поезда на территории Украины, а также Беларуси, России, нет.

А теперь самое главное: закупка осуществляется за заемные средства Европейского инвестиционного банка. А банк позволяет предоставлять преференции в цене в размере 15 процентов отечественному производителю, который имеет локализацию более 30 процентов. В Одессе именно так и поступили при проведении тендера на закупку коммунальной техники. Так почему же Харьковская или Львовская мэрия не применили эту преференцию? Это легко можно было сделать.

Тем более странными выглядят «угрызения совести» мэра Львова Андрея Садового, который сетовал в том же эфире, что победа в тендере на поставку автобусов досталась МАЗу. А почему же Садовой не заказал «Электрону» - ведущему предприятию Львова изготовить для города 100 автобусов? Ведь именно во Львове эти рабочие места, организована сборка машин. Нет, заказал на МАЗе, причем не самого нового поколения. А «Электрон» пришел с новыми автобусами. И автобусы МАЗа оказались дешевле.

Из уст мэров Харькова и Львова мы не услышали разговора о потере рабочих мест в городах, которыми они управляют. Кроме Крюковского вагоностроительного завода в проекте по созданию вагонов метро участвуют 30 крупных предприятий-субподрядчиков по всей стране. В том числе и такие известные харьковские коллективы, как «Коммунар», «Промдизель», «ЛОТ», «Ирбис», «Хартрон-экспресс», которые поставляют электронику, системы безопасности, стеклопластик и другие комплектующие. Задумались ли они, что тысячи людей потеряли рабочие места, потому что не участвуют в производстве вагонов метро, автобусов.

Выходит, Игорю Терехову все равно есть ли рабочие места в Харькове. Нам не все равно. Сравнение финансовых показателей и экономического эффекта от сотрудничества с отечественным производителем в проекте обновления подвижного состава КП «Харьковский метрополитен» вместо приобретения по импорту у китайской «CRRC» говорит о пользе для государства в 300 млн. грн., для Харьковской мэрии - в 176 млн.грн., для Харьковского метрополитена - в 1 млрд. 287 млн.грн. в течении срока эксплуатации. Для производства только 8 поездов дополнительно было бы создано 1100 рабочих мест с зарплатой в 374 млн.грн.

Харьков потерял рабочие места, фонд оплаты труда, налоги и приравненные к ним платежи. Придется еще заплатить дополнительно из бюджета города более 25 % от суммы налогов и сборов - НДС, растаможивание.

Это деньги, которые не пойдут на строительство, здравоохранение, образование в Харькове. Они будут потрачены на покрытие тех расходов, которых можно было бы избежать, если бы победа была присуждена украинскому производителю.

Вот такая «забота» мэра о Харькове на самом деле. Подобная ситуация и во Львове. Те же самые расходы на растаможивание, на обслуживание. Поэтому мы сегодня должны говорить о взгляде местных общин, их коммунальных предприятий (метрополитены, автопарки), которые подчиняются этим самым общинам, на вопросы защиты интересов национальных товаропроизводителей. Тех самых конкретных производителей, которые расположены на территории этих самых общин. Такая вот забота о занятости населения, оплате труда горожан, пополнении бюджета, развитии культуры, торговли в городе.

Я уже не говорю о патриотизме и гражданской позиции. Надо на такие вопросы смотреть по государственному, а не местечково - «мне бы для Харькова, мне бы для Львова».

В обоих случаях государство и общество понесут потери. По всем проектам, где закупается по импорту товар, который можно произвести в стране, такая же ситуация. В эфире «Свободы слова» мне не удалось об этом сказать, но молчать об этом нельзя.

Нет государственной позиции у наших городских администраций, не дружат они с экономикой. И разговоры о том, что мы покупаем более дешевое, звучат смешно. На самом деле по известной пословице – скупой платит дважды.

Знаю, что есть устная договоренность между президентом Федерации работодателей Украины Дмитрием Олейником и Савиком Шустером о том, что в ближайший месяц этот вопрос будет рассмотрен дополнительно, в более расширенном формате, как отдельная тема для прямого эфира.

001

Про підсумки зустрічі з Олександром Кубраковим: «Міністр налаштований вирішувати питання»

На нараді у міністра інфраструктури Олександра Кубракова, яка відбулася 7 червня 2021 року, ми...

Україна-30: КВБЗ пропонує через Укрзалізницю відродити країну або Потенціал транспортної інфраструктури

Залізниця: швидко, зручно, комфортно. Це тема сесії, яка 23 лютого 2021 року пройшла на форумі...

Сколько теряют украинские города на закупках коммунальной техники по импорту или Скупой платит дважды

«Свобода слова Савика Шустера» на ТК «Украина» в выпуске от 12 февраля 2021 года подняла очень...

Нас можна похвалити за одне: продовжуємо працювати

Підсумки і перспективи - це, якщо дуже коротко, тема традиційного передноворічного інтерв’ю голови наглядової...

Особливості розвитку вітчизняного денного швидкісного руху

Сьогодні широко дискутується питання щодо перспективи подальшого розвитку денного пасажирського...

Комфорт и экономика железнодорожных пассажирских перевозок

Лидирующие позиции украинского пассажирского вагоностроения, созданного совместными усилиями,...

Українські пасажирські вагони за бюджетні кошти – у виграші буде вся Україна

Мінекономрозвитку разом Мінінфраструктури розробляють Програму кардинального оновлення залізничної галузі. Програма,...

Володимир Приходько: "Тендер на поставку поїздів метрополітену: Харків не чує Україну"

Інвестиційний проєкт в рамках фінансової угоди між Україною та Євпропейським інвестиційним банком...

Підтримка у першому читанні законопроєкту 3739 - найважливіший крок до вдосконалення політики державних закупівель

21 липня 2020 року Верховна Рада України підтримала у першому читанні законопроєкт 3739 про...

Владимир Приходько: «Законопроект №3739 должен обязательно стать Законом Украины»

9 июля 2020 года на Крюковском вагоностроительном заводе состоялась презентация законопроекта...

Экономические и политические «манипуляции» вокруг локализации, или почему Украина должна развивать свою промышленность

Тема необходимости локализации производства в Украине не нова, поднимается на разных уровнях с...

Промышленный Кременчуг голосует «ЗА» пилотный проект Минэкономразвития

На сайте Кабинета Министров Украины 11 июня 2020 года появился проект постановления «Некоторые...

Владимир Приходько: «Наладить производство электровозов в Украине реально. Но никто не решится на это без контракта с УЗ»

Руководитель и совладелец Крюковского вагоностроительного завода Владимир Приходько рассказал о...

Владимир Приходько: «Полностью поддерживаю заявление правления Укрзализныци об углублении локализации производства»

Из отчета Минэкономразвития за 2018 год известно, что государственные монополии Украины только за...