На сайте Кабинета Министров Украины 11 июня 2020 года появился проект постановления «Некоторые вопросы реализации пилотного проекта по осуществлению закупок техники отрасли машиностроения з подтвержденной степенью локализации производства». По предложению Минэкономразвития этот пилотный проект планируется осуществить в период от принятия до 31 декабря 2021 года.
Реакция на публикацию проекта говорит о его актуальности
Цель проекта – определение при проведении процедур закупок наиболее экономически выгодных для Украины предложений, применяя критерий локализации производства наряду с ценой или стоимостью жизненного цикла. Критерий локализации применяется только при оценке предложений участников и не приводит к увеличению цены продукта. При этом, удельный вес критерия локализации в оценке предложении участников составит не более 30%.
Если кроме цены или стоимости жизненного цикла, заказчик будет применять критерий локализации вместе с другими критериями, то удельный вес локализации производства в общей оценке не может быть ниже 15%.
Вот такой важный, понятный и очень своевременный проект. О его своевременности и актуальности свидетельствует возрастающая зависимость Украины от импорта, который приобретает угрожающие масштабы (с 2016 по 2019 год товарный импорт вырос на 65% - с 36,6 млрд долл. до 60,4 млрд долл. США). А также негативный опыт многочисленных закупок техники по импорту при наличии в Украине производителя аналогичной продукции (последний яркие примеры 2020 года – решения украинских тендерных комитетов о строительстве турецкой компанией моста в Запорожье и Харьковского метрополитена по закупке вагонов метро у китайского поставщика). Это несколько сот миллионов евро только в двух тендерах.
Импорт в Украине уже более десяти лет хронически опережает экспорт. Их разница достигает более 8% ВВП, отрицательное сальдо торгового баланса Украина за 2019 год составило 311 млрд грн.
Сложившаяся ситуация во внешней торговле Украины на руку некоторым «общественным организациям», что подтверждается их реакцией на данную инициативу Минэкономразвития. Цели таких псевдопатриотов понятны - внедрить инициативы «иностранных партнеров» (за счет которых они финансируются):
сделать Украину аграрно-сырьевым придатком, площадкой для «отверточной» сборки импортной техники, с полным уничтожением украинских высокотехнологичных отраслей, в том числе транспортного машиностроения.
Начиная с пятницы, 19 июня, началась атака. Несмотря на отсутствие аргументов, оппоненты бросили башмак под колесо, чтобы затормозить процесс.
Имеют место замечания оппонентов о неконкурентности положений, которые предлагаются в проекте постановления, обвинения чуть ли не во взращивании монополизма в Украине. Они позволяют себе говорить, что принятие постановления будет превышать полномочия Кабинета Министров. Что внедрение локализации, якобы, приведет к мифическому, но значительному удорожанию закупок (аж, до 30%), потерям для бюджета. Что эта инициатива, якобы, нарушает международные обязательства Украины. Что, якобы, возрастут коррупционные риски.
Никто из «критикующих господ патриото-демократов» не дал ни одного конкретного предложения по выходу из кризиса, но продолжаются общие призывы о необходимости «поиска какого-то выхода».
Идет манипулирование понятиями и терминологией, используется игра слов. Идет в ход безотказный для украинца лозунг «борьбы с коррупцией». Аргументов никаких. Расчетов или доказательств нет. Зато Минэкономразвития уже обвиняют в отсутствии экономических расчетов проекта.
«Господа рыночники»! Ведь вы в состоянии сами сделать свои экономические выводы из прошлогодних итогов работы экономики Украины. Это задача для четвертого курса студента экономфака университета.
А ведь сегодняшняя ситуация в Украине требует четких, а главное, быстрых решений и шагов.
Все это можно было бы назвать откровенной, ничем не аргументированной чепухой, если бы она нисходила только от «ряда общественных организаций» и не культивировалась столь активно в Украине до 2020 года на протяжении последних 10 лет через основные властные структуры Украины.
Неужели опять наступим на грабли?
В свое время исполнительная власть в Украине, начиная от правительства Николая Азарова и кончая правительством Алексея Гончарука, к сожалению, серьезно не занимались вопросами развития национального рынка, поддержки национального производителя. Так продолжалось более 15 лет.
Тогда же появился красивый лозунг: «Вперед в Европу, там нас ждут».
Что мы в итоге получили?
«Безвиз» - свободу перемещения в Европе и отток трудоспособного населения?
А что касается работы за рубежом, то мировой кризис и коронавирус сегодня показали, чем это может обернуться: самолеты не летают, поезда не ходят, автобусы не ездят. Добраться к месту работы в Европу нельзя, обратно вернуться нельзя. Когда там случилась беда, то украинских заробитчан просто выкинули (только из Польши вернулось около 180 тыс. граждан, а общее количество, вернувшихся в Украину трудовых мигрантов, по разным расчетам достигает 2 млн. чел).
И вероятнее всего это, к сожалению, не последняя эпидемия в истории человечества. Она повлияет на все, о чем мы с вами говорим. Мы это уже почувствовали сегодня, сейчас.
Движение Украины в Европейский Союз является абсолютно правильным.
Украинская экспансия на мировые и европейские рынки продукции и услуг несомненно нужна.
Но не ценой «бесконечных» политических заигрываний, кредитов, ценой превращения в аграрно-сырьевую полуколониальную державу и дешевый рынок украинской земли.
В свое время в Украине приняли массу непродуманных решений относительно обязательств международного и внутреннего рынка. «Экстренно» вступили на невыгодных для Украины условиях в ВТО, хотя бизнесмены возражали, приводили весомые аргументы против, понимая, чем это может обернуться. Мы возвращались к этому вопросу в 2013-2014 годах. Никто не услышал!
Никто не хотел слушать о миллиардных еврозатратах для того, чтобы привести экономику Украины к требованиям европейского рынка и стать на нем конкурентными.
Но при этом принимались решения, которые открывали украинский рынок для другой стороны. Принимались решения по «либерализации рынка», а, проще говоря, «по бесконтрольному росту импорта»
Говорить о якобы нарушении правил договора об Ассоциации с ЕС или ВТО при такой обстановке в стране, просто некорректно, неприлично, если не сказать преступно!
Сегодня ситуация значительно ухудшилась.
Мы потеряли Крым и несем колоссальные потери на Донбассе и Луганщине. Это более 30 % экономики Украины. Мы лишились центров промышленности, которые были построены в 1930-1990 годах. Там осталась украинская техника, оборудование, специалисты. Невосполнимые потери.
А теперь еще и мировой кризис плюс коронавирус в 2019-2020 годах.
Не много ли для одной Украины, которая объявила себя открытым международным рыночным пространством?
А соответствуем ли мы сегодня взятым на себя обязательствам?
А в состоянии ли мы их на себе нести?
А теперь посмотрим на гораздо более благополучные страны Евросоюза, на Китай, Индию, США. У них есть развивающаяся внутренняя экономика, рынок, конкурентная среда. Они давно дали преференции своим, отечественным товаропроизводителям, в первую очередь при бюджетных закупках.
Но они корректно блокируют свои рынки от украинского несырьевого экспорта в первую очередь. Нас они заблокировали еще в 2013-2014 годах.
Действуют по принципу: может быть, вы придете к нам завтра, но мы к вам придем сегодня. Да так, что завтра вас на вашем рынке может и не остаться! Придем со своей продукцией и товарами. Не осваивать у вас свои новые технологии, а продавать конечную продукцию, да еще за ваши бюджетные деньги, или занятые у нас по гарантии Украины. Вот такая «политика» преобладает.
Нельзя научиться играть на рояле, если тебя не пускают за рояль
Мировая практика доказывает, что локализация производства техники является локомотивом развития машиностроения и экономик большинства стран. Локализация в машиностроении обеспечивает мощный мультипликационный экономический эффект - создание рабочих мест, в том числе в смежных промышленных отраслях, увеличение налогов и сборов в бюджеты всех уровней, развитие высоких технологий.
Реализация данного пилотного проекта наконец остановит развал национальной экономики, промышленности и обнищание украинского народа, а также будет способствовать реализации правительственных программ по выходу из кризиса, в том числе «Программы стимулирования экономики для преодоления последствий эпидемии COVID-19».
Внедрение неценовых критериев, основанных на оценке уровня локализации при осуществлении закупок только усилит конкуренцию. Мировые производители сложной техники могут рассматривать варианты как создание собственных производств в Украине (а это прямые инвестиции), так и принимать участие в процедурах закупки в кооперации с отечественными производителями.
Продукт с локализацией, с учетом мультипликационного экономического эффекта для государства, будет выгоднее, даже если будет применена преференция для национальных производителей.
Как можно оценить влияние на экономику Украины ранее принятых решений по защите внутреннего рынка Украины по ВТО?
Они способствуют развитию Украины? Нет.
Так почему на протяжении последних пяти лет наши советники и «советчики» не предлагают изменения?
Почему взяли за икону Прозорро и считается, что это верх совершенства? Почему это «совершенство» не подлежит совершенствованию в связи с меняющимися экономическими обстоятельствами в Украине и за ее пределами?
Почему последние изменения в ЗУ «Про публічні закупівлі», проведенные в 2019 году, больше похожи на лакировку старых положений закона, чем на его совершенствование.
И почему оппоненты говорят о потерях бюджета из-за возможного роста цены товара, продаваемого украинским поставщиком своему же государству? Почему не считают, сколько денег принесет государству и бюджету полученная выгода от производства товаров в Украине? Почему не считают в доходы бюджета налоги от образования новых рабочих мест, движения денежной массы в стране, повышения покупательской способности населения? Почему в этом случае никто не говорит о рынке труда в Украине, росте его интеллекта, развитии науки и техники?
Надо все считать, господа, а не только предрекать гипотетические потери, связанные с «возможным удорожанием продукции». Потому что никто не отменил и не собирается отменять Прозорро и переговорную процедуру. Никто не отказывается ориентироваться на цены в Европе и мире.
А вот примеров дороговизны отечественных товаров на тендерах «Прозорро» по сравнению с импортными вы вряд ли найдете в машиностроении.
Вы позволяете себе говорить о качестве, не понимая того, как определяется качество продукта. Импорт из Китая – это образец качества? На основании чего вы провели знак равенства между импортом и качеством? А почему никто не замечает товаров, которые мы поставляем на экспорт. Вы видите только то, что мы не делаем. Но, простите, нельзя научиться играть на рояле, если тебя не пускают за рояль.
Каким же нам рисуют украинский рынок? Сырьевым, растущим только на импорте, с падающим бюджетом. И это все только для того, чтобы угодить МВФ и импортерам.
Если национальный производитель не сделает, не продаст продукцию и не заплатит налоги в бюджет, то бюджета просто не будет. И что тогда будем покупать через «Прозорро»? Что будут делать 40 миллионов украинцев?
У нас в стране давно форс мажор. У нас в стране по факту давно кризис и чрезвычайное положение. У нас давно есть права на пересмотр международных обязательств, принятых 5-10 лет назад.
Кто еще в Европе, как Украина, находится в состоянии войны? Никто. Мы двигаемся в сторону перспективы колониальной страны, а не развивающегося экономически сильного, независимого государства. У нас есть медленное сползание экономики, начиная с 1991 года и по сей день.
Кстати, о равных правилах игры.
Пусть господа экспортеры едут в Украину, организовывают здесь бизнес и идут торговать через Прозорро. Пусть везут сюда технологии, создают рабочие места, платят налоги. А правила игры, которые разваливают отечественную экономику, нам не нужны. Бюджетные, или занятые под гарантии Украины деньги должны тратиться преимущественно на украинского производителя. Как в Германии, во Франции, Китае, Индии, США и других странах.