Стоимость обслуживания долгов занижена, но и при этом она составляет почти половину бюджета - 2019

Стоимость обслуживания долгов занижена, но и при этом она составляет почти половину бюджета - 2019

Бюджет на 2019 г. был принят Верховной Радой как никогда рано, ночью 23 ноября 2018 г.

В эту же ночь, напомним, был принят «ресурсный» налоговый закон, который мы оценили как очень неоднозначный. Столь раннее его одобрение потребовалось для разблокирования переговоров о предоставлении нового кредита МВФ.

Приведу основные макропоказатели главного финансового документа Украины на 2019 г.

В Бюджете-2019 доходы сводного бюджета зафиксированы в 1310,8 млрд грн (см. ниже «Динамика доходов в бюджет Украины 2003-2019 гг., млрд грн.»), а расходы – 1410,6 млрд грн (см. ниже «Динамика расходов бюджета Украины 2003-2019 гг., млрд грн.»). В законе и доходы, и расходы, по сравнению с первым чтением, увеличили примерно на 18 млрд грн.

Прибавка доходов

Макроэкономическая база, на которой Минфин рассчитывал Бюджет-2019 и к которой есть много претензий (см. изменения в Налоговый кодекс), осталась прежней. Резервы для роста искали в других местах.

Основные источники роста доходов в бюджет предусмотрены следующие:

1) 9 млрд грн. из карманов граждан за счет повышения цен на газ для населения и ТКЭ. Согласно постановлению КМУ №867 от 19.10.2018 г., с 1 ноября 2018 г. отпускная цена «Нафтогаз Украина» (без учета НДС, расходов на транспортировку) составляет 6,235 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м (ранее была 4,8 тыс. грн.). С мая 2019 г. ее поднимают еще до 7,185 тыс. грн.;

2) пересмотр поступлений налога на прибыль в сторону увеличения на 2,9 млрд грн. без какого-либо экономического обоснования, который «рисуется» для достижения баланса между «хотелками» власти и депутатов с одной стороны и обязательствами перед МВФ по предельному дефициту Бюджета – с другой;

3) «печатный станок» НБУ, которому предложено перечислить в бюджет на 2 млрд грн. больше, чем предлагалось в сентябре;

4) пересмотр суммы собственных поступлений бюджетных учреждений – увеличение на 1,4 млрд грн.;

5) дополнительный ресурс в 5,2 млрд грн., который должен появиться в государственном бюджете в результате принятия закона №2628 об изменениях в Налоговый кодекс. Этот ресурс формируется в основном за счет 2,5 млрд грн. от поднятия ставок акцизов на табачные изделия, 1,4 млрд грн. от резкого увеличения ставок экологического налога за выбросы двуокиси углерода и других источников;

6) виртуальные дополнительные доходы в 1 млрд грн. от легализации «евроблях» в результате принятия законопроекта №8487;

7) и уж совсем загадочные 2,8 млрд грн. «поступления от иностранных субъектов хозяйствования и организаций по отдельным договорам», о сути которых ни в проекте, ни в пояснительной записке к нему ничего не сказано.

Основные параметры

Прирост доходов сводного бюджета в 2019 г. формально планируется на более низком уровне, чем прирост номинального ВВП, что опять-таки формально выглядит неким послаблением для налогоплательщиков. Кабмин прогнозирует, что номинальный ВВП в 2019 г., по сравнению с 2018 г., вырастет на 18,4%. Тогда как рост доходов сводного бюджета на следующий год по плану должен составить 12,8%.

Однако в реальности цифры макропрогноза на 2018-2019 г. не выдерживают никакой критики. Они уже не соответствуют реальности (ни по масштабам инфляции, ни по номинальному ВВП, ни по другим показателям), являясь искаженной основой для расчета Бюджета-2019. Потому намерение снизить фискальную нагрузку существуют только на бумаге. См. ниже «Прирост доходов бюджета и объема номинального ВВП в Украине по отношению к предыдущему году*, %».

По вышеописанным причинам искажения макроэкономической базы не стоит серьезно относиться и к некоторому сокращению перераспределения ВВП через бюджет (по сравнению с 2018 г.). На 2019 г. правительство установило, что доля данного перераспределения составит 33,2%. Тем более что этот уровень все равно остается слишком высоким.

См. ниже «Доля ВВП Украины, перераспределяемая через сводный бюджет, %».

Доля собственных доходов местных бюджетов в доходах сводного бюджета, несмотря на попытки провести бюджетную децентрализацию, все же остается крайне низкой. По итогам доработки проекта Бюджета она, как я и прогнозировал, несколько сократилась – на 0,3 п. п. В законопроекте, принятом в первом чтении, эта доля составляла 22,5%. В итоговом документе – 22,2%. См. выше «Доля собственных доходов местных бюджетов в доходах сводного бюджета в Украине, %».

Это снижение связано с тем, что вышеописанные дополнительные доходы (и реальные, и мнимые) плюсовались именно к госбюджету.

Расходы

Наиболее одиозные статьи расходов, которые либо появились между первым и вторым чтением, либо на которые резко увеличили бюджетные суммы, это:

- 200 млн грн. на строительство нового аэропорта на границе между Днепровской и Запорожской областями;

- 1 млрд грн., выделенные фонду президента Украины Петра Порошенко, который подконтролен ему лично – строка расходов называется «Фонд Президента Украины по поддержке образовательных и научных программ для молодежи». Плюс еще 0,7 млрд грн., выделенные Украинскому культурному фонду, председателем которого является супруга действующего президента Марина Порошенко (строка расходов называется «Обеспечение функционирования Украинского культурного фонда, поддержка проектов, производство (создание) и распространение фильмов патриотического направления»);

- 4,9 млрд грн. в виде субвенции на социально-экономическое развитие отдельных территорий.

Логически обосновать (хотя и не принять) два последних направления этого аттракциона невиданной щедрости еще как-то можно. Например, 4,9 млрд грн. могли выделить, по сути, на получение лояльности депутатов-мажоритарщиков, чтобы они проголосовали за Бюджет. Деньги закачанные в президентские фонды, в свою очередь, могут пригодиться власти для финансирования избирательных кампаний. А вот выделение 200 млн грн. на, мягко говоря, сомнительный проект с новым аэропортом выглядит уж абсолютным распилом!

И все это на фоне мизерного повышения формального «прожиточного минимума» (между первым и вторым чтениями он вообще не вырос), размер которого с реальным прожиточным минимумом ничего общего не имеет:

ДатаПрожиточный минимум, грн.Минимальная зарплата, грн.
с 01.01.2019 1853 4173
с 01.07.2019 1936
с 01.12.2019 2027

 

Таким образом, официально утвержденный прожиточный минимум в 2019 г. вырастет лишь на 9,4%, отставая от прироста минимальной зарплаты (+12,1%), что и понятно: минимальная зарплата растет большими темпами, чтобы большими темпами увеличивать взимание с нее налогов и социальных взносов, а вот «социалка», по сути, обнуляется.

На этом фоне особенно бросается в глаза щедрость властей по отношению к содержанию МВД, рост расходов на которое является рекордным – см. ниже «Некоторые расходы, запланированные в государственном бюджете Украины на 2019 г.».

О масштабах долговой ямы, в которую попала Украина. По сути, возврат и обслуживание госдолга составляют немногим менее половины доходной части госбюджета. Однако следует отметить, что даже заложенные в Бюджет-2019 показатели долгового бремени явно занижены.

Во-первых, за время, после внесения проекта Бюджета на рассмотрение парламента, правительство успело разместить евробонды под рекордные почти 10% годовых. Они не только никак не вписываются в недавно утвержденную Кабмином стратегию управления госдолгом, но даже не соответствуют заявленным в пояснительной записке к бюджету намерениям. Согласно им занимать на внешнем рынке предполагалось тоже под огромные 9%. Но заняли-то еще дороже!

Во-вторых, за это время был пересмотрен в сторону увеличения предельный размер госдолга по состоянию на 31.12.2018 г. – путем внесения изменения в Бюджет-2018. Таким образом, долгов оказалось еще больше и они оказались еще дороже планировавшихся. А в конце декабря от МВФ Украина получила новый транш в $1,4 млрд.

Как в этой связи Кабмин планирует достигать целей резкого сокращения отношения госдолга к ВВП? Ведь, согласно правительственному прогнозу, отношение госдолга, без учета гарантированного за 2019 год, должно сократиться с 60% до 52,2%. Очевидный, ответ: никак не планирует. Ведь к концу 2019 г. уже пройдут все выборные кампании и заявленные «амбициозные» цели, наверное, никого интересовать не будут.

Сергей Саливон, директор департамента экономической политики Федерации работодателей Украины

Технологические отрасли промышленности в Украине исчезают на глазах

Верховная Рада приняла земельный и банковский законы, что было публичным условием для...

Таблетка против импорта

    Последние четыре года подряд Украина наращивает импорт товаров. С 2015 по 2019 год товарный импорт вырос на 65% - с...

Импорт-2019 в Украину вырос до рекордных за 6 лет $60 млрд, за счет товаров конечного потребления (Инфографика)

Сергей Саливон, эксперт аналитического центра ФРУ для Нова Влада в прошлой публикации ...