Новая Стратегия управления госдолгом: Спекулятивная пирамида ОВГЗ может очень неожиданно рухнуть

Новая Стратегия управления госдолгом: Спекулятивная пирамида ОВГЗ может очень неожиданно рухнуть

Кабинет Министров что-то зачастил с принятием стратегий управления госдолгом.

Не успело правительство выполнить Среднесрочную стратегию управления государственным долгом на 2018-2020 гг., принятую в конце августа 2018 г., как 5 июня уже этого года Кабмин с подачи Минфина на своем заседании утвердил еще один подобный документ – Среднесрочную стратегию управления государственным долгом аж на 2019-2022 гг. (см. ниже скан документа).

Напомним: подобные Стратегии утверждались украинским правительством в 2011-2013 гг., после чего 4 года никакой стратегии управления госдолгом, вопреки прямым требованиям Бюджетного кодекса, не было. Хотя сам госдолг при этом безудержно рос. Вернуться к практике утверждения подобного документа было решено в 2017 г. – в конце того года появилась Среднесрочная стратегия управления государственным долгом на 2017-2019 годы.

То есть, с точки зрения формальной логики, за 2019 г. в Украине могут реализоваться сценарии сразу трех Стратегий: 2017-2019, 2018-2020 и 2019-2022 гг.

В чем же смысл ежегодного утверждения стратегий, которые уже в следующем году отправляются в мусорку? Может быть, лишь для того, чтобы избежать ответственности за невыполнение ранее принятой стратегии, а новую писать «от достигнутого»?

«Ложные» цели?

Как видно из названия, новый стратегический документ охватывает перспективу в четыре года – 2019-2022 гг. Четыре года – это маловато для «среднесрочной стратегии», но теоретически уже лучше, чем три года, на которые писались предыдущие.

А вот что касается целей документов прошлого и нынешнего годов, то, как говорится, найдите 10 отличий. Не получится…

Цели Среднесрочной стратегии управления госдолгом

2018 год

    1. увеличение доли госдолга в национальной валюте;
    2. продление среднего срока до погашения ценных бумаг и обеспечение равномерного графика погашения госдолга;
    3. привлечение долгосрочного льготного финансирования;
    4. продолжение развития крепких взаимоотношений с инвесторами.

2019 год

  1. увеличение доли госдолга в национальной валюте;
  2. продление среднего срока до погашения и обеспечение равномерного графика погашения госдолга;
  3. привлечение долгосрочного льготного финансирования;
  4. продолжение развития крепких взаимоотношений с инвесторами и дальнейшее совершенствование политики управления госдолгом.

На самом деле будет больше, потому что все первое полугодие 2019 г. прошло под знаком активного использования схемы размещения ОВГЗ под гигантские проценты – ставки достигали значения 20%! И это при стабильном курсе и относительно низкой инфляции.

По состоянию на 6 июня 2019 г. Минфин разместил таких вот «жирных» ОВГЗ на 164,6 млрд грн. из 202 млрд грн., размещение которых предусмотрено на целый год.

То есть, в рамках этой схемы за неполные полгода было размещено более 81% ОВГЗ, запланированных к размещению на год. И платить за обслуживание этих «дорогих» ОВГЗ придется уже в текущем году.

Любопытно, что раздел «Положительные изменения» (в управлении госдолгом – Ред.) в прошлогодней стратегии пестрит графиками, таблицами и диаграммами, смысл которых сводится к тому, что «жить стало лучше, жить стало веселее»: доходность по облигациям как внутреннего, так и внешнего займов показывала падение, динамика кредитно-дефолтных свопов демонстрировала явную тенденцию к снижению и т.д.

В аналогичном разделе нынешней стратегии нет ни одного графика, диаграммы или таблицы. Весь раздел уместился в пару абзацев и свелся к тому, что, мол, кредитные рейтинги Украины выросли.

На самом деле за этот год только Moody’s подняло рейтинг Украины с Саа2 до Саа1. Но с учетом того, что рейтинг Саа1 по классификации Moodys означает, что долговые обязательства считаются обязательствами очень низкого качества и подвержены очень высокому кредитному риску, «перемога» эта очень сомнительна.

Неуместный оптимизм

Отдельно стоит остановиться на оптимизме авторов стратегии.

По их мнению, ожидается, что отношение госдолга к ВВП снизится с 52,3% на конец 2018 года до 43% на конец 2022 года (это без учета гарантированного государством долга). Оптимизму, видимо, поспособствовал тот факт, что за 2018 год это отношение сократилось с 61,5% до 52,3%. Но какой ценой? Ценой стабильного курса валюты, который достигался в том числе за счет притока спекулятивного капитала на рынок ОВГЗ с его «конскими» ставками! Разумеется, если продолжать строить эту пирамиду дальше, то можно держать курс на стабильном уровне еще какое-то время – как это было перед кризисами 2008 года или 2014 года. Но итог все равно будет тот же. А поскольку стоимость обслуживания долга уже уверенно перевалила за 50% госбюджета, то вряд ли эта пирамида может строиться годами.

Кстати, в документе никак не упомянута проблема 3-миллиардного долларового долга перед Россией и план действий в случае принятия Лондонским судом окончательного решения в пользу России.

Штрафы за рост

Наконец, совсем уж вскользь упомянута еще одна проблема – проблема «успешно» проведенной в 2015 г. реструктуризации части внешнего госдолга. Выплаты по деривативам, выпущенным в связи с этой реструктуризацией, могли бы стартовать уже в 2021 году (будут длиться до 2041 года). Правда, для этого надо было, чтобы рост реального ВВП в 2019 году превысил 3%. Нам «повезло» – 3% он явно не превысит.

Суть в том, что выплаты в 2021 году привязаны к росту экономики в 2019 году, в 2022 году – к росту в 2020 году и т.д. Напомним, при росте экономики от 3% до 4% дополнительно отдать придется 15% от этого дополнительного прироста. А при росте свыше 4% – 40% от дополнительного прироста, что в 1,6 раза больше, чем перераспределяется через государственный бюджет. А потому достижение роста свыше 4% становится просто невыгодным для власти. Ибо «успешная» реструктуризация имеет абсолютно грабительскую форму. Тем не менее, Минфин, похоже, она полностью устраивает.

Сергей Саливон, директор департамента экономической политики ФРУ

Технологические отрасли промышленности в Украине исчезают на глазах

Верховная Рада приняла земельный и банковский законы, что было публичным условием для...

Таблетка против импорта

    Последние четыре года подряд Украина наращивает импорт товаров. С 2015 по 2019 год товарный импорт вырос на 65% - с...

Импорт-2019 в Украину вырос до рекордных за 6 лет $60 млрд, за счет товаров конечного потребления (Инфографика)

Сергей Саливон, эксперт аналитического центра ФРУ для Нова Влада в прошлой публикации ...