Предлагаем президенту использовать наши знания

Предлагаем президенту использовать наши знания

Одной из организаций, представляющих интересы реального сектора экономики, является Федерация работодателей Украины (ФРУ), в которую входит более сотни организаций, отражающих практически весь спектр деловой активности.

Глава ФРУ Дмитрий Олейник ответил на вопросы «2000» и рассказал читателям нашего издания о том, как он видит стратегию ускоренного экономического роста, и о том, что не устраивает ФРУ в экономической политике нынешнего правительства.

— Дмитрий Николаевич, какими механизмами располагает ФРУ для защиты интересов промышленников, и как они используются?

— В федерации представлены работодатели всех секторов экономики. В ФРУ входит больше ста членских организаций. Естественно, мы работаем с правительством: мы заинтересованы, чтобы экономика росла, и чтобы те инструменты, которые есть у правительства, и те инструменты, которые необходимо использовать в нашем понимании, — были в синергии.

У ФРУ есть возможность выступать на заседаниях Кабмина и общаться с министрами, участвовать в разработке законопроектов и постановлений.

Но позиция относительно преимуществ либертарианской экономики, на которой стоит правительство, и наше понимание того, как сейчас прагматично настроен мир относительно защиты своих рынков и продвижения своих товаров, очень отличаются.

Именно поэтому, к сожалению, между работодателями и экономическим блоком правительства существует непонимание.

Еще пять лет назад в плане модернизации Украины мы дали четкие рецепты необходимых изменений. Стране нужна новая индустриализация, масштабные проекты с обязательной локализацией производства, переориентация публичных закупок на собственного производителя, доступные кредитные ресурсы, эффективное Экспортно-кредитное агентство, индустриальные парки, свободные экономические зоны. Экономика Украины должна иметь те стимулы, которыми сегодня активно пользуются наши соседи. Только при этих условиях мы сможем дать украинцам достойную оплату труда и стабильное будущее.

Но вместо задекларированной политики ускоренного экономического роста, которая должна создать около 1 млн. рабочих мест, наблюдаем политику ускоренной деиндустриализации. А уничтожая промышленность, власть заставляет украинцев, которые теряют работу, выезжать за границу.

Политика сильной гривни, которую реализует Нацбанк, политика привлечения дорогих ресурсов в бюджет через облигации привела к тому, что гривня стала сильной, а экспортеры проиграли. Импорт стал более привлекательным, поскольку подешевел, а товары внутреннего рынка по многим сегментам из-за этого становятся неконкурентными.

Политика ОВГЗ, как пылесос, высосала деньги из реального сектора экономики, потому что банкам проще вкладывать деньги в гарантированные облигации, чем в рисковую промышленность.

Политика государственных закупок также не способствует развитию внутреннего производства. Ежегодно 700 млрд. грн. проходят мимо украинских производителей. Опять же, наблюдаем систему приоритета импорта, в то время как украинская промышленность способна выпускать локомотивы, вертолеты, компрессоры, турбины, вышки для добычи газа и т. д.

Хотелось бы иметь последовательную инвестиционную политику, когда условия для инвестирования равны, прозрачны и понятны для всех игроков рынка — как внешних, так и внутренних.

Мы рассчитываем на то, что украинские государственные компании и политика КМУ будут содействовать тому, чтобы локальный продукт, как и во всем мире, был в приоритете. Ведь это рабочие места и экономический рост — то, чего так не хватает нашей стране.

Чтобы остановить падение промышленности, ФРУ предлагает безотлагательно утвердить Стратегию промышленного развития Украины и ввести первоочередные меры, которые мы предлагаем.

— ФРУ входит в состав Национального трехстороннего социально-экономического совета при Президенте Украины и представляет интересы работодателей в экономических, социально-трудовых отношениях с властью и профсоюзами на национальном уровне. Собирался ли этот совет при президенте Зеленском, и какие вопросы в треугольнике власть—работодатели—профсоюзы сейчас наиболее актуальны?

— Совет, к сожалению, не собирался. Последнее заседание было 5 апреля 2018 г.

Если говорить о вопросах, которые наиболее актуальны сейчас, то, как и во всем мире, такие советы — это инструмент социального диалога. Лучше, чтобы непростые вопросы, которые имеют социальное значение, обсуждались в рамках советов, а не на улицах. Это ключевой формат. Сейчас актуален вопрос Трудового кодекса.

— Известен тезис относительно того, что о результатах президентства Зеленского можно будет судить по количеству вернувшихся на Родину заробитчан. Реально ли вернуть людей, ведь многие из них выстраивают свою жизненную стратегию в расчете на ассимиляцию в странах пребывания?

— Сколько человек из страны уезжают и сколько возвращаются — это интегральный ключевой показатель для любого государства. И то, что Зеленский и его правительство своевременно заявили, что вернуть людей в страну — это приоритет, я считаю, это правильно.

То, что по факту происходит наборот, — это плохо. Статистика показала, что в декабре 2019 г. количество безработных в Украине выросло на 15% по сравнению с ноябрем.

Ни одна страна в мире не развивалась экономически, тем более быстрыми темпами, без создания рабочих мест и без прироста уровня населения. А у нас и рабочие места сокращаются, и количество населения уменьшается — и из-за эмиграции, и за счет демографии.

Нужно, чтобы экономика росла, нужны условия для создания новых рабочих мест с достойной заработной платой. Качество жизни должно быть другим, люди должны быть защищены. Ключевое — это неуверенность людей в завтрашнем дне. И их желание обеспечить своим семьям стабильное и безопасное будущее.

Безопасность и стабильность жизни в стране — это комплексная задача государства, общества и нас как работодателей.

— На бытовом уровне отток квалифицированных кадров на заработки в соседние страны ЕС и РФ ощущается уже не первый год. Какие, по вашим сведениям, специальности в наибольшем дефиците в реальном секторе? Какие шаги работодателями предпринимаются, чтобы обеспечить себя необходимыми кадрами?

— Плохо, что уезжают наиболее квалифицированные кадры. Наиболее востребованы рабочие профессии в таких отраслях, как промышленное производство, торговля, строительство, сельское хозяйство. Среди наиболее востребованных на рынке труда — слесари, электрогазосварщики, электросварщики, водители, швеи, штукатуры. Список можно продолжать и продолжать.

Отсутствие стратегии создания рабочих мест приводит к эмиграции. Проблема трудовой миграции становится вопросом национальной безопасности и существования государства.

Кто-то сказал, что люди ищут не работу, а достойную оплату труда. Сегодня рынок труда стал реальным рынком, человек получил возможность выбирать: остаться ему на нынешней работе, перейти на другое предприятие или вообще уехать работать за границу. Рост средней заработной платы — это результат борьбы работодателей за кадры.

Мы, представители бизнеса, понимаем свою ответственность перед работниками, повышаем и планируем и в дальнейшем повышать заработную плату. Боремся за показатели роста внутри компании, соответственно — за квалификацию, переквалификацию, постоянное обучение сотрудников. Внедряем обучение на производстве, дуальное образование.

Но наши возможности ограничиваются низким ростом экономики и производительности труда. В то же время Украина постоянно испытывает крайне высокий уровень конкуренции за трудовой потенциал со стороны стран—соседей, которые очень оперативно меняют законодательство о трудовой миграции.

Работодателям быть одним воином в поле тяжело. В любом случае это комплексный вопрос государственной политики борьбы за рабочие места.

— В контексте недавнего пленочного скандала с участием премьер-министра и других членов правительства что бы вы посоветовали президенту?

— Юридически президент не отвечает за экономику — за нее ответственно правительство. Но, поскольку политически президент смог создать систему, когда и он набрал 73% голосов избирателей, и его политическая сила создала монобольшинство в Верховной Раде, то по сути вся вертикаль власти ориентирована на президента. Наверное, президент имеет право в этой ситуации обратить внимание и на экономику.

И мы готовы помочь. Работодатели очень заинтересованы в развитии экономики. Предлагаем президенту использовать наши знания и, возможно, следует учредить Антикризисный совет по созданию конкурентоспособной экономики. Знания и опыт работодателей имплементировать через всю вертикаль — через президентский совет, через Кабмин, через законы в парламенте.

Для остановки падения промышленности ФРУ предлагает безотлагательно утвердить Стратегию «Промышленного развития Украины» и ввести следующие первоочередные мероприятия.

По денежно-кредитной политике:

  1. Изменить характер эмиссии гривни из направленного преимущественно на решение проблем финансирования бюджета через размещение ОВГЗ — на решение проблем финансирования экономики через размещение облигаций, выпущенных банками и институтами развития для финансирования инвестиционных проектов (в рамках утвержденного бюджета).
  2. Проводить взвешенную курсовую политику, которая должна не допускать существенных колебаний курса гривни под влиянием притока или оттока спекулятивных капиталов.
  3. Существенно снизить учетную ставку Национального банка Украины до уровня, приближенного к уровню инфляции.

По стимулированию промышленного развития:

  1. Реорганизовать Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины путем разделения, в том числе с созданием Министерства промышленной политики Украины.
  2. Включить требования по локализации производства к условиям реализации различных бюджетных программ развития экономики, предоставления государственной кредитной поддержки или налоговых стимулов, публичных закупок и т. п.
  3. Осуществление закупок продукции машиностроения, в том числе и путем публичных закупок, исключительно при условии достижения установленного степени локализации производства в Украине.
  4. Компенсировать часть процентной ставки по привлеченным кредитам в производство высокотехнологичных товаров при условии повышения уровня локализации.
  5. Частично освободить от уплаты налога на землю участки, на которых расположены производственные мощности, с последующим целевым направлением высвобождаемых средств на капитальные инвестиции.
  6. Финансировать частные предприятия оборонно-промышленного комплекса при выполнении государственного оборонного заказа в части создания новейших материалов и технологий, модернизации и технического перевооружения производства.
  7. Выполнять планы капитальных инвестиций монопольных предприятий с максимальным использованием поставок отечественными предприятиями.
  8. Обеспечивать предприятия дорожной отрасли и коммунального хозяйства специализированной дорожной техникой с соответствующим уровнем локализации путем частичной компенсации стоимости и/или процентов по кредитам на приобретение дорожно-строительной техники и оборудования отечественного производства.
  9. Сохранить программы компенсации части стоимости сельхозтехники и оборудования отечественного производства на 2020—202 гг.
  10. Ввести механизм государственной поддержки технологических инноваций в машиностроении.
  11. Ввести временный мораторий на привлечение госпредприятиями и учреждениями кредитов для приобретения продукции машиностроения иностранного производства.
  12. Обеспечить полноценное функционирование Экспортно-кредитного агентства и предусмотреть финансирование программной поддержки экспорта.
  13. Приостановить переговоры по подписанию соглашения с Турцией о свободной торговле.

Розумна державна політика завжди сприяє розвитку промисловості.

Голова Ради ФРУ Дмитро Олінийк: "Ключова теза Агропромислова виставка "Agroexpo"-2020 -...

Зачем украинской экономике бизнес-династии

Колонка написана в соавторстве с Викторией Бояриной, основателем фонда OpenMindFund, инициатором...

Виробництво пожежно-рятувальної техніки в Україні під загрозою. Не дамо знищити один із напрямків машинобудування

"Звертаюся до Уряду країни з проханням терміново втрутитися в ситуацію, яка може призвести до...