В день автомобилиста и дорожника вице-президент Национальной ассоциации дорожников Украины Максим Шкиль рассказывает о том, как меняется престижность профессии дорожного строителя в современной Украине.
— Меняется ли престижность профессии дорожного строителя в современной Украине? Как выглядела эта работа 10, 5 лет назад и сейчас?
— Знаете, в Украине есть некий стереотип, каким привыкли видеть дорожного строителя. Это люди в оранжевых жилетах, которые кладут асфальт в дождь, и вода тут же этот асфальт размывает.
Сегодня это совершенно не так, этот образ уходит в небытие. Если мы говорим о крупнейших компаниях, которые строят национальные и международные магистрали, то сегодня дорожное строительство там – это современная техника и передовые технологии, высококвалифицированные кадры с 20-30-летним опытом и, как результат, качество дорог европейского уровня. И конечно, достойный рыночный уровень зарплаты, социальные гарантии.
За такую работу соревнуются, на стажировку в такие компании попадают только лучшие студенты автодорожных колледжей и профильных вузов. Поэтому, безусловно, сейчас престиж профессии возвращается.
— А как на престижность профессии влияет программа «Большое строительство»? Повышает ли это спрос на кадры и зарплаты в отрасли?
— «Большое строительство» стало ключевым фактором роста спроса на квалифицированных дорожников. Если на сегодняшний день в дорожных работах задействованы около 40 тыс. человек (плюс до 120 тыс. – работники смежных отраслей), то в 2021 году, с ростом бюджетных расходов на строительство и ремонт дорог, ожидаемый спрос на кадры составит, по нашим оценкам, уже порядка 60 тыс. человек.
Конечно же, это ещё больше ужесточит конкуренцию со стороны дорожных компаний. Мы видим эффект от программы Укравтодора «Дороги и работа», который целенаправленно помогает привлекать ценные кадры в отрасль. Думаю, его нужно расширять и на смежные отрасли.
Мы ожидаем также повышения заработных плат дорожных строителей. Сегодня средний показатель в отрасли составляет 16,5 тыс. грн. Думаю, мы смело можем говорить об уровне 20-22 тыс. грн на конец 2021 года.
— Каковы перспективы этой профессии в современной Украине? Будут ли востребованы эти кадры в будущем?
— Если проект «Большое строительство» будет двигаться в таком же темпе в 2022-2024 годах, спрос на квалифицированные кадры будет стабильно демонстрировать прирост на уровне 15-20 тыс. дополнительных специалистов в год. Причем мы говорим не только о рабочих, но и об инженерных и руководящих кадрах.
— Можно ли говорить об уникальном моменте: именно сейчас в стране рекордными темпами строятся дороги, а значит, люди, задействованные в этой сфере, создают инфраструктуру, которой можно гордиться?
— Во-первых, дороги действительно «сшивают страну» с юга на север и с востока на запад. Пожалуй, ни один государственный проект до этого не имел такого влияния не только на экономику, но и на социальные связи. И люди, которые воплощают его в жизнь – я знаю это по сотрудникам группы компаний «Автострада» – действительно гордятся причастностью к таким масштабам.
Во-вторых, ещё при проектировании внедряются новые технологии дорожного строительства. За последние несколько лет отрасль привлекла около $1 млрд инвестиций в технику, механизмы, заводы, оборудование. Сегодня, к примеру, персонал группы компаний «Автострада» изучает лучшие мировые практики и после этого внедряет свои знания и умения в Украине. Поэтому можно с уверенностью сказать, что за качество дорог не будет стыдно никому. Они будут отвечать европейским стандартам.
— Перспективно ли получать профессию в этой сфере? Какие именно специальности будут наиболее востребованы в будущем?
— Безусловно. Если мы говорим о возвращении престижа профессии и уже сегодня испытываем дефицит квалифицированного персонала, то смело можно утверждать, что профессия дорожника будет востребована и является одной из самых перспективных. Если говорить о конкретных специальностях, то, ввиду специфики дорожного строительства, прежде всего это гражданское строительство и инженерия, мосты и транспортные тоннели, геодезия и землеустройство.
С учетом роста требований к качеству выполняемых работ и внедрения международных стандартов большую перспективу имеет специальность технолога строительных конструкций, изделий и материалов.
Также необходимо отметить специальность технолога защиты окружающей среды, поскольку как непосредственное выполнение дорожных работ, так и производство дорожных смесей и материалов для дорожного строительства должно полностью соответствовать экологическим стандартам и являться прежде всего безопасным для окружающей среды.
— Какие возможности для саморазвития есть у работников отрасли? Где поучиться и получить новые навыки?
— Без надлежащей квалификации дорожного строителя нельзя говорить о качестве выполняемых работ и результатах. Поэтому в компаниях, которые являются членами Национальной ассоциации дорожников Украины, мы уже ввели такие подходы, благодаря чему работники постоянно повышают квалификацию, перенимая успешные европейские практики, и обмениваются опытом с иностранными коллегами. Они работают с современной техникой и по новейшим технологиям, ведь без этого нельзя обеспечить надлежащее качество строительства. Разработаны программы производственной практики для студентов и выпускников, дающие возможность ознакомиться с полным циклом строительства и ремонта объектов дорожной инфраструктуры.
Компании финансируют образование лучших студентов, практикующих дуальное обучение, которое позволяет молодым специалистам параллельно получать образование, работать и зарабатывать. Кроме того, если говорить о персонале группы компаний «Автострада», то наши специалисты на постоянной основе проходят повышение квалификации в иностранных компаниях- партнёрах.
— Может ли государство дополнительно повышать престижность профессии дорожного строителя и как именно? Какие меры дали бы наилучший результат?
— Главный вызов для дорожно-строительной отрасли – это, безусловно, стремительные темпы строительства, которые требуют незамедлительного появления новых кадров. Что мы видим в системе профессионального образования? Устаревшая техническая база, немотивированные преподаватели, отсутствие синхронизации госзаказа с потребностями рынка.
Сегодня острый дефицит всех производственных профессий, проблема найти хорошего механизатора, проектировщика. Ещё больший дефицит персонала для сложных инфраструктурных проектов, где нужно проектировать, строить мосты, развязки, где большое количество земляных работ. А ведь чем интенсивнее будет становиться движение, чем более разветвленной будет сеть магистралей – тем выше будет потребность в высококвалифицированных специалистах.
Мы должны говорить о пересмотре программы подготовки рабочих кадров и увеличении государственного заказа на работников для дорожной отрасли в высших и средних специальных учебных заведениях. В частности, необходимо пересмотреть систему финансирования автодорожных колледжей и добавить кроме средств местных еще и средства государственного бюджета. Ведь потребность в кадрах – это не региональный, а общенациональный вопрос.
Также государство должно способствовать появлению в Украине своих конструкторских, инженерных кадров, усиливать квалификацию проектировщиков мостов, тоннелей, других инфраструктурных объектов. Чем больше будет таких кадров, тем более конкурентоспособными будут компании отрасли не только на внутреннем, но и на внешних рынках.
Кроме того, необходимо кратно увеличить инвестиции в обновление устаревшей технической базы учебных заведений, поднять объем финансирования заработной платы для преподавателей профильных специальностей, корректировать и адаптировать учебные программы к реалиям бизнеса. Сегодня многие крупные компании отрасли уже «патронируют» профильные учебные заведения, которые готовят для них кадры и принимают на практику лучших студентов. Но такая работа должна быть системной и проводиться на государственном уровне при участии Минобразования, Мининфраструктуры и Укравтодора.
Мы в «Автостраде» смогли привлечь, развить, выучить лучших специалистов отрасли. Сегодня у нас работают люди, чей опыт в дорожном строительстве около 40 лет, они передают его тем, кто только пришёл и имеет желание трудиться, учиться, повышать свою квалификацию. Также мы тесно сотрудничаем с профильными вузами, лучших студентов берём массово на практику, помогаем в создании материальной базы. Но для кардинальных изменений в отрасли этого недостаточно. Нужно пересматривать учебные программы, обеспечить вузы современной техникой. Кроме того, я бы предложил профильному комитету Рады инициировать дополнительное – из государственного, а не только из местных бюджетов – финансирование дорожных вузов как готовящих кадры для стратегической отрасли.
— Опыт каких стран актуален для нас сейчас? И как там построена система материальной/ нематериальной мотивации для специалистов в сфере дорожного строительства? Как построена система подготовки и обучения кадров?
— Я бы в первую очередь говорил об опыте Германии, Польши, Турции, а также США. Высокий уровень качества магистралей в этих странах – результат не только технологий и контроля со стороны государства, но и высокого уровня квалификации кадров, жесткого конкурентного отбора, сертификации и постоянного дополнительного обучения. Конечно же, мы говорим и о том, что составляющая оплаты труда в этих странах выше, чем в Украине. Но это не связано исключительно с особенностями дорожной отрасли, а скорее со средним уровнем оплаты труда на рынке и системой ценообразования на товары и услуги в конкретной экономике.
— Как создание новой дорожной инфраструктуры влияет на экономику страны? Можно ли говорить, что каждый человек, задействованный в строительстве дорог, влияет на благосостояние Украины в целом?
— Есть целый ряд расчетов, которые дают довольно однозначный ответ о значительном влиянии отрасли на экономику в целом. Во-первых, каждая гривна, инвестированная в дорожное строительство, приносит от 5 до 8 гривен в экономику за счет смежных отраслей. То есть 150 млрд грн, которые мы ожидаем для дорог, должны сгенерировать не менее 1 трлн грн для ВВП Украины в 2021 году, и это очень амбициозный и масштабный план. Во-вторых, это новые рабочие места, а значит – налоги, отчисления в Пенсионный фонд, рост внутреннего потребления. Инвестиции в дороги на уровне 1 млрд грн, согласно расчетам экспертов, дают работу примерно 400 дорожникам. Таким образом, в 2021 году можно ожидать не менее 60 тыс. рабочих мест в отрасли только за счет проектов «Большого строительства». Кроме того, если мы говорим о привлечении украинских компаний к дорожному строительству, то потенциально до 60-65% инвестиций в отрасль возвращаются в бюджет в виде НДС, налога на прибыль, НДФЛ, ЕСВ и других отчислений. То есть из 150 млрд грн не менее 100 млрд грн мы получим назад в бюджет.
— В бюджете на 2021 год строительство дорог занимает большую часть всего транспортного бюджета страны. Можно ли говорить, что сейчас дороги — приоритет в Украине с точки зрения развития инфраструктуры, а следовательно, дорожный строитель — очень ценная для нашей страны профессия?
— Я бы сказал, что приоритетом дороги стали не из-за чьей-то прихоти или желания «показухи», как их часто пытаются представить некоторые политики. Представьте, что вы пришли в ресторан, заказали еду, вам счёт принесли, а поесть не дали. Вот так все годы было с налогоплательщиками и дорогами: налоги платятся, а дорог нет. Это острая необходимость, и затягивать с разрешением проблемы уже просто было некуда. Отрасль продемонстрировала способность к качественным изменениям, динамическому росту, самоорганизации. Участники рынка показали, что амбициозные масштабы для нас – подъемны. И при наличии финансирования и политической воли изменения вполне реализуемы. Без людей, которые работают в отрасли, это было бы невозможно.
Мовою оригіналу.