24
Листопад

Почему не приходят инвестиции? Кто больше не готов - власть или бизнес?

Автор  Олександр Соколовський, 24.11.2017

Почему не приходят инвестиции? Кто больше не готов - власть или бизнес? Вопрос, как и проблема курицы и яйца, не нов.

Так как я бизнесмен и занимаюсь продажами, советую посмотреть на сегодняшнюю ситуацию с такой стороны. Что Украина пытается продать? Свои возможности выгодно пристроить гуляющие по всему миру деньги инвесторов. Для нормальной работы рынка нужны и короткие деньги, и долгосрочные инвестиции (которых не может быть без коротких). Без инвестиций ни о каком выходе из кризиса и ускоренном росте в 7-10% в год говорить бесполезно.

Не секрет, что главное в любом бизнесе, это финансовый результат. Но в масштабах страны он тоже важен и по нему судят об эффективности. Но финрезультатом не является такие достижения как "150 реформ", или количество возбужденных уголовных дел, или десятки миллиардов взятых кредитов, которые скоро придется потихоньку отдавать.

Что пока можем анализировать, как реальный финансовый результат, кроме надежды на лучшее?:
- 2100$ ВВП на душу населения (самый низкий даже на постсовковом пространстве);
- самые низкие в Европе и окресностях зарплаты;
- усиливающаяся инфляция;
- почти миллион трудовых мигрантов только в прошлом году,
- самая высокая доля теневой экономики (от 35 до 50% по разным оценкам).

Примером может быть стандартная бизнес ситуация, когда есть процветающие предприятия и рядом убыточное, с плохой организацией процессов снизу доверху. И сколько не кредитуй его, будет только хуже - сначала разбегутся самые эффективные, потом "трудовые лошадки", а потом дефолт и банкротство. И спасет только внешний кризис-менеджмент. Если у него будет желание спасать, а не списать убытки и забыть их, как страшный сон. Хотя могут еще и подумать - а зачем его спасать, если это потенциальный конкурент.

Чтобы не довести до такого, руководство должно не расходы свои увеличивать, а думать над стратегией выхода из кризиса и бизнес-планом.

Начнем с бизнес-плана. На какие вопросы он должен ответить?

1. Целевая аудитория.

Бизнес-план - фуфло, если его разработчик не понимает, кто его покупатель!
Когда говорят о привлечении инвестиций, многие забывают о внутреннем инвесторе. По разным оценкам свободных денег в стране гуляет до 50 млрд.$. И наблюдается их системный отток. Если эти инвестиции привлечь и покупатель (внутренний инвестор) будет успешен и доволен, то только тогда можно говорить о следующей волне покупателей - внешних инвесторах! И очередь еще будет стоять с криками "я раньше занимал"!

2. Конкурентные преимущества.

Если их не будет, то бизнес неминуемо обанкротится. Пока из конкурентных преимуществ у нас только самая низкая зарплата. Но оно очень временное. Или зарплаты будут подтягиваться вверх, или люди рабочих специальностей и сферы услуг будут продолжать уезжать. А уже сегодня у нас соотношение работающих к пенсионерам 1 к 1. Еще пару таких лет - и будет 1 к 2, что с нашей социалкой равно дефолту.

Как обеспечить конкурентные преимущества, рассказывалось уже много. Основные из них:
- налоговая реформа - создание благоприятного налогового климата с самой низкой в Европе совокупной налоговой нагрузкой (упрощение администрирования, замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал и пр.);
- упрощение подключения к электроэнергии и другим техническим условиям, ускорение сроков согласований до европейских и разумная ценовая политика в этом вопросе;
- защита прав собственности (увы, бизнес у нас до сих пор крайне легко отнять);
- земельная реформа и появление легального рынка земли;
- постоянное уменьшение расходов государства по отношению к ВВП;
- приватизация убыточных госпредприятий и лишней госсобственности (после ее инвентаризации);
- снятие валютных ограничений для возможности свободного движения капитала;
- снижение количества регуляторов рынка и количества проверяющих структур с заменой "количества на качество" (запуск СФР и пр.);
- создание условий выхода части бизнеса из тени без потери конкурентноспособности;
- либерализация и легализация всего, что привлечет поток туристов, существует у нас в тени "под крышей", а в Европе легально и дает доходы в казну, начиная с игорного бизнеса в спецзонах и пр.;
- реальная нетерпимость к коррупции сверху донизу.

3. Озвученная стратегия развития.

Позиционирование на международных рынках, где нас никто с распростертыми объятиями не ждет и куда надо настойчиво и постепенно пробиваться. Любой бизнес знает правило "Позиционируйся или умирай!". Мы вполне еще пока можем от формата сырьевой страны стать, например конкурентноспособным "Промышленным оффшором"! Все наши соседи занимаются демпингом и переманиванием производства к себе. Кроме Украины, которая больше предпочитает экспортировать трудовые ресурсы.

4. Ребрендинг и последующая раскрутка нового бренда.

Есть реальные примеры стран, имеющих искривлённую экономику и мораль, которые провели полный ребрендинг и рванули вперёд. Всем понятна проблема типичная для постсоветских стран, когда у нас большинство граждан не уважает право. Экономика в тени и неуважение к госинститутам расшатали законопослушание. А ценности меняются довольно медленно. Но при этом наши граждане, оказавшись на Западе, очень быстро перестраиваютсяся и играют по правилам!

5. Работа с репутацией и борьба за возврат потерянного доверия.

Пока с репутацией у нас полная ж... И это будет всегда, если главным конкурентным преимуществом является не продукт, а доступ бизнеса к власти (включая медиа и судебную) и "решающим вопросы" правоохранителям.
Доверие и репутация, а не деньги, являются основной валютой мировой финансовой системы. Пока что международные инвесторы хорошо помнят 2005-2008 г., за которые нам влили более 50 млрд.$ инвестиций, большей частью не упавших затем в цене, а умноженных на ноль. В этом случае любые позитивные звоночки даже в краткосрочной перспективе автоматически дадут еще и неожиданный и давно забытый эффект роста цены активов в Украине.

Главная мысль:
- нельзя построить оазис процветания в одной отдельной области;
- критерием оценки может быть только результат, а пока инвесторы голосуют деньгами (отток денег превышает 1,5-2 млрд.$ годовых инвестиций), а люди ногами (скоро некому будет работать, это уже угроза №1);
- инвесторы придут, если им создать конкурентные преимущества;
- нельзя стремиться к популярности и проводить реформы - реальные реформы приведут к большому количеству недовольных, оторванных от кормушки или привычных социальных льгот и чреваты потерей власти;
- понятно, что в короткий срок и сразу реформы не провести, но усиливающееся отставание от соседей чревато риском для государственности;
- принятие, озвучивание и неуклонное следование руководством стратегии "на результат" и реальная поддержка понятны,  предсказуемых правил игры поможет выскочить из стагнации и дать минимум 10%-й рост экономики.

Только пока, добавлю, в обществе больше зреет запрос не на реформы, а на репрессии. Как сказал один из зрителей, выступающий из зала:"Нам нужен не план Маршалла, а план Пиночета!" Только такие настроения как правило подхватывают популисты, которые прекрасно понимают, что бороться не с причиной, а со следствием, и рейтинговее и денежнее...

З виступу на Dnipro Economic Forum 2017