13
Лютий

Как организовано высшее дуальное образование (duales Studium) в Германии, и в чем ошибается Украина

Автор  Павло Штутман, 13.02.2020

Высшая дуальная школа Гера-Айзенах (DHGA).

В декабре 2018 в рамках программы Министерства иностранных дел Германии «Пилотный проект высшего дуального образования в Украине» нам предоставилась чудесная возможность ознакомиться с организацией учебного процесса в Высшей дуальной школе Гера-Айзенах, которая находится в Тюрингии и имеет два кампуса: в городах Гера и Айзенах. Эта дуальная школа сотрудничает с 1600 работодателями.

Также наша делегация посетила завод «DECKEL MAHO», расположенный недалеко от Эрфурта.

«DECKEL MAHO» входит в концерн «DMG MORI», который является крупнейшим в мире производителем металлорежущего оборудования. «DECKEL MAHO» является одним из партнеров Высшей дуальной школы Гера-Айзенах в области дуального высшего образования.

Во время этих визитов мы имели возможность задавать вопросы не только руководителям и преподавателям университета, представителям работодателя, но и самим студентам.

Обучение на степень бакалавра происходит в течение трех лет. Учебная программа включает 180 кредитов ECTS. Из них к практической фазе относится 30 кредитов.

В течение семестра студенты три месяца учатся в университете, три месяца выполняют трудовые обязанности у работодателя, за что получают вознаграждение.
Каникул нет, но работодатель, как правило, за счет своей фазы предоставляет отпуск.

Студент заключает отдельные договора с работодателем и университетом.

Учебная неделя в университете составляет 35-40 часов.

Аудиторные занятия (контактные часы) в университете составляют 35-40% от учебной программы. Остальное время: самостоятельная подготовка, контрольные мероприятия, практика.

На предприятии за студентом закрепляется наставник. По результатам работы у работодателя студенты пишут семестровую работу, которая оценивается университетом с учетом мнения работодателя.

В последних изменениях к Закону України «Про вищу освіту» введено определение дуального высшего образования: «Дуальна форма здобуття вищої освіти – це спосіб здобуття освіти здобувачами денної форми, що передбачає навчання на робочому місці на підприємствах, в установах та організаціях для набуття певної кваліфікації обсягом від 25 відсотків до 60 відсотків загального обсягу освітньої програми на основі договору. При цьому навчання на робочому місці передбачає виконання посадових обов'язків відповідно до трудового договору».

Мне кажется, что наше понимание дуального высшего образования не имеет ничего общего с немецкой практикой, которая якобы является прототипом. Если студент 60% времени, предусмотренного учебной программой, выполняет свои трудовые обязанности (т.е работает продавцом в магазине, рабочим на складе или трудится за станком в цехе) и как минимум 40% занимается самоподготовкой, то когда он, студент дневной формы обучения, бывает в университете?

Stutman dualna osvita

Мовою оригіналу.

Джерело. Сторінка Павла Штутмана.