Блог Салівона Сергія

Сергій Салівон

Директор департаменту економічної політики ФРУ

26
Березень

По итогам 2018 г. внешняя торговля Украины товарами выросла на 12,3%, составив $104,2 млрд. Однако, несмотря, на то, что рост наблюдается уже третий год подряд, объем внешней торговли Украины не достиг даже уровня 2014 г. ($106,6 млрд). Не говоря о более ранних временах. В 2013 г. объем внешней торговли составлял $140,3 млрд. (см. ниже «Динамика внешнеторгового товарооборота Украины, млрд USD»).
   Общие тренды
Из негативных тенденций: последние три года опережающими темпами рос импорт товаров. В результате положительный баланс торговли товарами, составивший в 2015 г. +$1,6 млрд, сменился отрицательным уже в 2016 году. А в 2018 г. отрицательное сальдо торговли товарами выросло до -$9,6 млрд. В частности, в прошлом году при росте экспорта на 9,3% (до $47,3 млрд) импорт подрос сразу на 14,8% (до $56,9 млрд). Отрицательное сальдо торговли товарами в 2018 г., по сравнению с предыдущим годом, выросло на 55%. В 2013 г. Минусовый баланс торговли товарами тоже был…

26
Лютий

В середине февраля Минфин заявил о рекордной сумме возмещения НДС: в январе 2019 г. она составила 19,71 млрд грн.! Из этой суммы 8,7 млрд грн. возмещено бизнесу по результатам камеральных проверок еще по декларациям за ноябрь 2018 г. «Возмещение НДС осуществляется в автоматическом режиме, даже если сумма к возмещению после завершения проверок превышает плановый показатель на месяц», – отметили в Минфине. Одновременно с этим, согласно официальным данным ГФС, на 1 января 2019 г. были накоплены рекордные объемы задолженности по возмещению НДС – 28,7 млрд грн.! Это почти вдвое больше, чем на начало 2018 г. (15,3 млрд грн.) и почти на 5 млрд грн. больше, чем на 01.12.2018 г. (23,8 млрд грн.).

Минфин фактически признал выводы Нова Влада о том, что перед бизнесом скопилось около 30 млрд грн. долгов. И хотя по факту в официальный отчет попало 28,7 млрд грн. (на 1,3 млрд грн.…

09
Січнь

Бюджет на 2019 г. был принят Верховной Радой как никогда рано, ночью 23 ноября 2018 г. В эту же ночь, напомним, был принят «ресурсный» налоговый закон, который оценили как очень неоднозначный. Столь раннее его одобрение потребовалось для разблокирования переговоров о предоставлении нового кредита МВФ.

Приведу основные макропоказатели главного финансового документа Украины на 2019 г.

В Бюджете-2019 доходы сводного бюджета зафиксированы в 1310,8 млрд грн (см. ниже «Динамика доходов в бюджет Украины 2003-2019 гг., млрд грн.»),

04
Квітень

19 марта, почти через год после одобрения Кабмином «минфиновского» законопроекта «О службе финансовых расследований», глава Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики ВРУ Нина Южанина сотоварищи зарегистрировала в Верховной Раде под №8157 законопроект «О Национальном бюро финансовой безопасности Украины». Примечательно, что уже 20 марта в Раде был зарегистрирован альтернативный законопроект №8157-1 с тем же названием, инициатором которого выступил заместитель г-жи Южаниной по Комитету Андрей Журжий.

30
Березень

21 марта официальный статус получили два документа Государственной фискальной службы (ГФС). Первый: «Перечень показателей, определяющих положительную налоговую историю налогоплательщика». Второй: «Критерии рисковости налогоплательщика» и «Критерии рисковости осуществления операций». Они прошли процедуру согласования с Минфином, предусмотренную постановлением КМУ №117 от 21.02.18 г. Но что любопытно, в итоге они даже не утверждались каким-либо приказом, а были просто доведены до сведения налогоплательщиков и самих фискалов письмами ГФС с номерами №959/99-99-07-18 и №960/99-99-07-18.

Напомним, именно эти документы должны были лечь в основу новой системы блокировки налоговых накладных,

16
Січнь

Обзор ключевых изменений в НК на будущие периоды

В день принятия Верховной Радой Закона о бюджете на 2018 год и непосредственно перед его рассмотрением, 7 декабря 2017 г., народные избранники рассмотрели законопроект №6776-Д «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году». Подписан президентом Петром Порошенко в канун Нового года под №2245-VIII.

Подобные законы принимаются Радой ежегодно и, как правило, сопровождаются скандалами различных масштабов – как в силу качества принятых изменений и их неоднократных правок уже после голосования, так и в силу прохождения откровенно пролоббированных в чью-то пользу норм.

Налоговые новации, принятые в конце 2017 г., исключением точно не стали. Скорее в этом смысле они являются одними из наиболее ярких примеров. Для HUBS я проанализировал некоторые ключевые положения основного налогового документа на ближайшие годы. Детальнее также смотрите в конце текста таблицу – Ключевые новации в Налоговом кодексе, принятые законом…

21
Грудень

Девальвация может оказаться выше средних 29,3 грн./USD, а инфляция – выше 9-10%

7 декабря 2017 г. народные депутаты, явно стремившиеся продлить свои новогодние каникулы, скопом приняли и Закон о бюджете на 2018 год, и сопутствующие законы (в частности, изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы).

Рассмотрение проекта Бюджета-2018 во втором чтении уложилось меньше чем в 100 минут позднего вечера 7 декабря. Сразу после поддержки Бюджета-2018, 273 голосами «за», народные избранники быстренько проголосовали еще и за финансирования себя любимых, утвердив смету ВР на 2018 год. После чего пленарное заседание благополучно закрылось.

В окончательной версии документа доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, оказалась еще выше – 34,9%. Правда, по состоянию на 19 декабря 2017 г., почти через две недели после принятия бюджета, на официальном сайте ВР так и не появился ни текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, ни нормальная сравнительная таблица. Тем не менее, на основании информации из имеющихся на сайте официальных документов,…

23
Грудень

Для большинства плательщиков ставки налогов вырастут, для избранных – сократятся. Hubs обобщил основные изменения в налогообложении на 2017 г.

В ночь с 20 на 21 декабря Верховная Рада приняла сразу два ключевых законопроекта по внесению изменений в Налоговый кодекс (НК): №5132 – об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году , предполагающий повышение (а для кого-то понижение) налоговых ставок, и №5368 – об улучшении инвестиционного климата в Украине, хотя где авторы законопроекта увидели это улучшение, остается загадкой.

Как известно, власть хорошие дела ночью делать не может априори. К тому же из-за своеобразного подхода при голосовании за поправки к этим документам их окончательная редакция, видимо, станет известна в момент опубликования законов. Впрочем, нечто подобное наблюдалось и в прошлом году.

Ресурсных изменений, которые вносятся в НК в канун Нового года – в нарушение как норм этого кодекса, так и Бюджетного кодекса – оказалось очень много. О большинстве из них Hubs уже…

20
Жовтень

«Мы провели обсуждение с депутатами парламента — членами коалиции — и решили следующее: мы введем 12-месячную рассрочку на оплату жилищно-коммунальных услуг для тех, кто не желает получать субсидии», — заявил премьер-министр Владимир Гройсман 18 октября на заседании правительства.

Когда я это услышал, первая мысль была: сегодня в роли Гройсмана выступает комик Владимир Зеленский. Возможно, потому что я не слышал ранее об этой диковинной идее. Оказывается еще раньше премьера ее сформулировали во фракции «Народного фронта».

Считаю, моя реакция объяснима: в совокупности с постоянно растущими тарифами на ЖКХ, разнообразными последствиями реализации идеи массовых субсидий, экономической ситуацией в стране и т. д. — эта идея выглядит совершенно абсурдно.

Далее премьер поведал, что «у нас есть два механизма, которые можно использовать: с одной стороны, это субсидия — адресная помощь, безвозвратная и, с другой стороны, если такой вариант неприемлем по тем или иным причинам — пожалуйста, потребляем сегодня и платим 12 месяцев. Это будет…

30
Вересень

Правительство усиливает финансирование силовиков и чиновников, забирая последнее у малообеспеченных граждан

В нынешнем году впервые за последнее время Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде (ВР) проект госбюджета на следующий 2017 год в установленный бюджетным кодексом срок — 15 сентября. Правда, вполне вероятно, что законом этот проект может стать лишь в конце декабря, как и в предыдущие годы. Уж больно много претензий вызывает документ. Не говоря уже о том, что базируется он на совершенно нереальных цифрах макропрогнозов на 2016-й и 2017-й годы (см. «Основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2017 год согласно приложению 1 к постановлению КМУ от 01.07.2016 №399», а также подробнее о нереальных макропрогнозах — «Госбюджет-2017, согласно документам Минфина, снова грозит стать бюджетом проедания»).