18
Лютий

Увидеть Париж и умереть?

Автор  Гіршфельд Анатолій, 18.02.2020
Тот, кто лечится по медицинскому справочнику, рискует умереть от опечатки.
Фридрих Кристиан Хеббель
Лё госплан совьетик

Финансовый кризис 2009 г. обострил "хронические болезни" постиндустриальных экономик. Франция, как и другие, почувствовала недомогание. Оперативно собранный анамнез показал: недостаток инвестиций, низкая добавленная стоимость, слабая инновационная активность. Общий диагноз – деиндустриализация.

Президент Николя Саркози, чтобы определиться с "лечением", созвал "консилиум врачей" – общенациональный форум Генеральные штаты промышленности (Les Etats Generaux de l'industrie). Подобные экстренные меры, когда король собирал все сословия для решения острых политических или экономических проблем, практикуются во Франции с XIV столетия. Деиндустриализация рассматривалась впервые.

1

Король Людовик XVI, Генеральные штаты, Версаль, 5 мая 1789 г.

В течении нескольких месяцев проводились широкие консультации. Свыше 5000 человек по всей стране оказали посильный вклад в "выздоровление", предоставив более 1000 "рецептов". Такая мобилизация позволила правительству заключить социальный пакт с французами о центральном месте индустрии в подъеме экономики, а также обозначить новую промышленную политику.

Представляя результаты общенационального диалога в марте 2010 г., Николя Саркози заявил: "Я оспариваю идею, что необходимо отдавать абсолютный приоритет услугам, отказываясь от индустрии. У Франции не будет устойчивого роста без сильной промышленности". Президент поставил амбициозные цели: увеличить производство на 25%, нарастить занятость, вернуться к устойчивому положительному торговому балансу товарами (за исключением энергии) и увеличить долю станы в индустрии ЕС. "Le gosplan soviétique" – так назвали оппоненты позицию Президента.

2

Президент Франции Николя Саркози, Генеральные штаты промышленности, Мариньян, 4 марта 2010 г.

Выравнивание хребта

Для достижения цели руководство страны первым делом начало "выравнивать хребет", выстраивая управленческую вертикаль. Заботу об индустрии возложили на Министерство экономики, промышленности и занятости. В 2012 г. на его основе создали Министерство продуктивного восстановления (сегодня – это Министерство экономики и финансов).

Чтобы "держать руку на пульсе" и вести постоянный диалог с частным сектором учредили Национальную конференцию по промышленности – консультативный орган под руководством премьер-министра, уполномоченный инициировать мероприятия в поддержку индустрии. С 2013 г. он носит название "Национальный совет по промышленности". На площадке Нацсовета организовали Стратегические комитеты промышленных цепочек. Семь лет назад их было 11, сегодня – 18. В фокусе – аэронавтика, оборона и безопасность, электронная промышленность, автомобилестроение, химия, АПК, ГМК, железная дорога и проч. Руководят Стратегическими комитетами ведущие представители отраслей. Например, комитет по пищевой промышленности возглавляет Ричард Жерардо - президент Nestlé France; по ГМК - Кристель Борис - президент компании Eramet. В 2018 г. в Нацсовете создали две подструктуры - по цифровизации и международным вопросам. Они занимаются повышением локализации производства и созданием новых цепочек добавленной стоимости.

В ведении профильного министерства действует Генеральная дирекция по конкурентоспособности, индустрии и услугам, которая отвечает за разработку, внедрение и оценку государственной промышленной политики. В штате дирекции работает секретариат Нацсовета.

Выстроенная таким образом институциональная вертикаль – от премьер-министра до профильных подразделений исполнительного и консультационного органов позволяет оперативно воплощать в жизнь согласованные инициативы и принятые решения.

Лекарства + витамины и минералы

Чтобы сосредоточиться на приоритетах, правительство при участии бизнеса разработало стратегию "Новая индустриальная Франция". Её реализация предполагает государственное содействие. Через бюджетные программы были запущены механизмы, которые, с одной стороны, ориентируют научно-образовательный сектор на разработки в интересах промышленности; с другой – поощряют частный сектор инвестировать в инновации.

Подпитка участников "забега" осуществляется в рамках программы " Исследования и высшее образование для реальной экономики и индустрии ". Её бюджет 2020 г. в размере €785 млн. пойдёт на поддержку стратегических промышленных исследований, распространение технологических инноваций и прочие мероприятия. С нынешнего года было увеличено финансирование исследований в сфере полупроводников, поскольку правительство приняло решение стимулировать создание технологической основы для будущих инноваций целого ряда отраслей.

Эта программа и её мероприятия остаются неизменными более 10 лет. С таким же завидным постоянством оказывается помощь бизнесу в инновациях.
Ещё в 2009 г. два бывших премьер-министра Франции - Ален Жюппе и Мишель Рокар подготовили доклад "Инвестиции в будущее. Стратегические инвестиционные приоритеты и национальные заимствования". Они обосновали, что для усиления позиций Франции необходимо вложить €35 млрд. Аргументы были приняты. Чтобы аккумулировать необходимую сумму, решили пойти на "Большой национальный заем" (Grand emprunt national): €22 млрд. правительство собирало на финансовых рынках, а €13 млрд. – это возвращенные банками средства, которые они в кризис получили от государства. Так был запущен первый этап Программы "Инвестиции в будущее" (PIA). Сейчас идёт третий. Его бюджет – €10 млрд., из них €4,1 млрд. планируют направить на инновации бизнеса.

3

Президент Франции Николя Саркози анонсировал 'Большой национальный заем' для запуска программы 'Инвестиции в будущее', 2009 г.

PIA реализуются через три бюджетные программы, ключевая – " Ускорение модернизации предприятий " с бюджетом на 2020 г. в €1,12 млрд. Эти средства предоставляются в виде грантов и авансовых платежей, подлежащих возмещению в рамках различных мероприятий: "Поддержка совместных инноваций", "Содействие и трансформация производственных цепочек" и проч.

После оздоровления базовых секторов, в PIA3 заложили больше средств на технологические стартапы. Преимущество – тем, кто нацелен на биотехнологии, медицинские оборудование, искусственный интеллект, большие данные, кибербезопасность.

4

Проект автономной лаборатории Париж-Сакле финансируется в рамках PIA

Долгосрочные бюджетные программы поддержки разработок, инноваций и модернизации промышленности в кильватере определенных приоритетов, как витамины и минералы улучшают "иммунитет" индустрии, а также привлекают инвестиции французского бизнеса и внешних источников.

Между "врачом" и "пациентом"

Важным элементом французской "терапии" является Государственный инвестиционный банк Bpifrance. Законодательно определено, что он способствует инновациям преимущественно в индустрии, финансирует долгосрочные проекты, поддерживая реализацию национальной промышленной политики. Bpifrance является правопреемником ряда учреждений, созданных в разные годы. Это орган "комплексного обслуживания", который обеспечивает целостный подход – от формализации идеи и ТЭО проекта до запуска высокотехнологичных компаний.

В 2018 г. Bpifrance предоставил прямое финансирование бизнесу в размере €19 млрд. На финансирование 5652 инновационных проектов направлено €1,2 млрд. Директор Bpifrance Николас Дюфурк заявил, что "это стало возможно только благодаря плану Юнкера". Этот план ЕС запустил ещё в 2015 г. для стимулирования частных инвестиций и оживления промышленности в Европе. Он позволил мобилизовать €315 млрд. к 2018 г. Затем план продлили до 2020 г., а бюджет увеличили до €500 млрд.

Несмотря на такую мощную "подпорку", правительство страны продолжает искать новые пути для усиления конкурентных преимуществ французской индустрии. В 2018 г. по решению Министерства экономики и финансов был создан "Фонд для инноваций и промышленности" (F2I), оператором которого также выступает Bpifrance. Бюджет в размере €10 млрд. сформирован от продаж активов Engie и Renault, а также взносов в виде ценных бумаг EDF и Thales.

В 2019 г. был принят Закон о росте и преобразовании компаний, установивший, что часть средств от продажи акций, принадлежащий государству, будет идти на финансирование "прорывных" инноваций в рамках F2I. Законом предусмотрена приватизация доли государства в операторе лотереи La Francaise des Jeux, а также в Aéroports de Paris и Engie, что позволит пополнить F2I. "Первой ласточкой" стала La Francaise des Jeux, продажа которой принесла €2 млрд.

5

Президент Франции Эммануэль Макрон хочет, чтобы к 2025 г. во Франции было 25 'единорогов'

Примечательно, что подобная институция – Фонд промышленной модернизации – была во Франции в начале 1980-х гг. Два нефтяных шока (1973 и 1979 гг.) привели страну к сложной экономической ситуации, выход из которой потребовал экстренного вмешательства государства. Президент Франсуа Миттеран тогда анонсировал "новую промышленную политику", в которой ключевая роль отводилась инвестициям в технический прогресс и развитие мощностей.

Очевидно, что нынешняя репродукция института 40-летней давности – это не дежавю, а использование уже апробированных механизмов, которые в период кризиса позволяют государству подставить плечо бизнесу. Как говорит китайская поговорка: "переболев, вы сами становитесь хорошим врачом".

В новейшей истории Франции политика индустриализации с опорой на инновации, начатая в 2009 г., остается неизменной при трёх президентах и пяти премьер-министрах. Такая преемственность даёт свои плоды. В рейтинге инновационных экономик 2020 Bloomberg Франция попала в десятку лидеров. Украина опустилась до 56 позиции, а ещё 5 лет назад была на 33-й. Очевидно, что с "организмом" что-то не так.

Алхимики нашей жизни

Падение индустрии, которое "вдруг" началось во второй половине прошлого года после трехлетнего роста и иллюзии, что всё "рассосалось", актуализировало промышленную риторику в Украине.

Не делая "МРТ, КТ и УЗИ", не рассматривая институциональные и экономические первопричины такой ситуации, а вооружившись только результатами анализов с использованием математического аппарата, чиновники профильного министерства озвучили причины падения. Среди них – преобладание сырьевой продукции в экспорте и негативная внешняя конъюнктура; торговые ограничения РФ, что привели к падению украинского машиностроения; проблемы с логистикой при перевалке зерна, угля и металлов; теплые погодные условия и сокращение энергопотребления; снижение урожая отдельных с/х культур для переработки в пищевой промышленности. Не последнюю роль сыграло укрепление обменного курса и высокая стоимость кредитования.

Однако ни слова ни про технологии, ни про инновации! Почему? Да потому, что их нет в моделях для Украины, поскольку они ничтожно малы. И свидетельство тому – выше упомянутое "почётное" 56-е место в рейтинге инновационных экономик. В бюджете Украины, в отличие от Франции, нет механизмов поддержки разработок и инноваций бизнеса. Правда, в 2005-2008 гг. была Общегосударственная комплексная программа развития высоких наукоемких технологий. Однако из-за хронического недофинасирования, её цель – "обеспечение благоприятных условий для создания и развития наукоемких технологий и на этой основе широкомасштабная модернизация национальной экономики" осталась на бумаге.

В бюджете 2018 г. по инициативе Национального комитета по промышленному развитию впервые заложили программу "Государственная поддержка технологических инноваций для развития промышленности". Эксперты предложили новый механизм с учетом французского опыта и разработали соответствующий проект постановления КМУ. Антимонопольный комитет решением №572-р. признал, что новая государственная помощь является допустимой. Однако программу так и не запустили. Она тоже осталась на бумаге.

Роскошь разработок и инноваций "за свои счет" могут себе позволить не более 20% промышленных предприятий Украины. Во Франции – их порядка 60%. European Innovation Scoreboard 2018 г. констатирует, что именно инновации обеспечили в последнее десятилетие около двух третей прироста экономики ЕС (детальнее в материале "Вредит ли бизнесу господдержка").

Это, к сожалению, неубедительный аргумент для "реформаторов" и примкнувших к ним "экспертов". Комментируя недавнее падение украинской промышленности, они наперебой рассказывают, что во всём мире "промпроизводство отходит на второй план", что "в 21-м веке сфера услуг гораздо важнее, чем промышленное производство" и "сотня айтишников дает добавленной стоимости больше, чем десяток тысяч сотрудников металлургического завода". Они умалчивают (либо банально не знают) о том, что по статистике Мирового банка вклад обрабатывающей промышленности в ВВП ЕС – 14%, Германии – 20%, тогда как в Украине – лишь 11%. А также о том, что сталелитейная и химическая промышленности, машиностроение и автомобилестроение, прочие индустрии "прошлого века" являются приоритетами нынешнего правительства Германии (детальнее в материале "Любить по-немецки").

В результате игнорирования собственной промышленности, Украина платит Германии около $5 млрд. в год за поставки машин, оборудования и транспорта (зачастую используя публичные средства).

Пациент скорее мертв, чем жив

Оценивая внешнюю торговлю Украины товарами в 2019 г., Госстат констатирует: импорт вырос на 6,3% в основном из-за поставок машиностроительной продукции (+17,8%); экспорт – на 5,3% за счет поставок зерновых (+33,1%). Отрицательное сальдо по товарам – $10,7 млрд.! Мы превращаемся в аграрную экономику, поскольку АПК уже обеспечивает порядка 44% экспорта товаров с высокой импортной составляющей и низкой добавленной стоимостью.

Ещё вначале 1990-х гг. эксперты ООН в Международной стратегии развития предупреждали правительства развивающихся стран: "Ввиду ограниченности сельского хозяйства, как средства повышения уровня занятости и обеспечения дополнительных внешних поступлений, индустриализация становится необходимым элементом устойчивого экономического роста и социального развития". Странам рекомендовали ускорить темпы роста обрабатывающей промышленности до 10% в год. Чтобы минимизировать зависимость от импорта машин и оборудования и не наращивать негативное сальдо платежного баланса, местные экономики должны были увеличить выпуск инвестиционных товаров.

Эти рекомендации в Украине тоже остались на бумаге. Ежегодно мы ввозим средств производства более чем на $9 млрд. В большинстве случаев – это единственный способ обновить технологии из-за отсутствия аналогов в Украине. Очевидно, что модернизация промышленности, АПК, сектора услуг и дальнейшее развитие экономики – "на игле" этих поставок.

 6

Киевское ЗАО 'АТЕК' - производитель многоковшовых экскаваторов, бетоносмесителей, погрузчиков и экскаваторов остановился в 2009 г.

Со времени независимости из-за непрофессионализма и преступной бездеятельности чиновников индустрия утратила ряд компетенций и производств, которые формировались десятилетиями. Болезни "иммунной системы" привели к низкой способности конкурировать не только на внешних, но и на внутреннем рынке. Это состояние угрожает экономике и национальной безопасности. Выйти из него можно изменив систему администрирования индустриальным развитием.

1. Для начала необходимо выстроить вертикаль принятия решений и ответственности в части промышленной политики, определить стратегические приоритеты и оценить необходимые объемы финансирования.

Как показал опыт Национального комитета, согласованные и "обличённые" в проекты документов инициативы без политической воли, исполнительской дисциплины и контроля остаются нереализованными. В новой структуре профильного министерства нет подразделения, "заточенного" на усиление инноваций в промышленности. В сентябре 2019 г. были попытки создать в Департаменте промышленной политики Управление инновационного развития и реализации государственных программ. Однако от этой затеи отказались, сославшись на то, что в "департаменте нет таких специалистов"...

"Косметические процедуры" в виде Координационного центра по вопросам промышленности (антикризисного штаба) не смогут заменить государственные институты и устранить корень проблемы – технологическую отсталость, доминирование продукции низких переделов и недостаток инноваций для выведения на рынок конкурентоспособных товаров.

2. Следующим шагом должен стать запуск государственной поддержки исследований и разработок в интересах промышленности, а также стабильных стимулов для частных инвестиций в инновации и модернизацию.

Ярким примером непоследовательности в реализации правительственных инициатив является программа частичной компенсации аграриям стоимости отечественной техники и оборудования.

7

В Бюджетном Кодексе на 2017-2021 гг. было установлено, что в поддержку АПК будет идти не менее 1% выпуска сельхозпродукции. Государство обнадёжило и аграриев, и машиностроителей, и инвесторов, что к 2019 г. 20% этой суммы (около ₴1,5 млрд.) направят на модернизацию. Однако по инициативе Минфина в закон "О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Украины" № 293-IX от 14 ноября 2019 г. включили следующее "новеллу": "в пункте 42 абзац второй исключить". Это означает, что норма "до 20 процентов такой поддержки используется сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение у отечественных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования" ОТМЕНЕНА! На 2020 г. в рамках дотаций аграриям на компенсацию запланировали всего лишь ₴436 млн. (анонсированный ₴1 млрд. включает ₴564 млн. задолженности, возникшей в прошлом году) (детальнее - в материале "Развод" по-украински")

Вторая "новелла" – решение руководства министерства экономики ликвидировать межведомственную комиссию, которая подтверждала степень локализации производства сельхозтехники и наличие технологических операций на территории Украины. Переход на "декларативный принцип", когда производители будут подавать заявки, а чиновники – кулуарно принимать решение о включении (или отказе) техники в перечень, воссоздаст коррупционный механизм, который с трудом удалось побороть при запуске программы.

Такой "реформаторский зуд" (когда досрочно сворачивают гарантированную Кодексом 5-ти летнюю программу) отталкивает иностранных инвесторов, ранее планировавших локализировать в Украине выпуск сельхозтехники и отдельных компонентов. Украинский бизнес, инвестировавший в развитие производства, уже несёт убытки из-за высокой конкуренции с иностранным производителем, имеющим дешёвые кредиты и помощь своего государства.

После таких шараханий кто поверит, что запущенная недавно программа господдержки малого и среднего предпринимательства "Доступные кредиты 5-7-9%", реально будет реализовываться 5 лет по задекларированным правилам?

3. Чтобы администрировать бюджетные программы в интересах промышленности, а также дополнить их банковским финансированием и предоставлением гарантий, необходимо создать государственное финансово-кредитное агентство по примеру Bpifrance (объединив учреждения, которые сегодня выполняют отдельные функции), а также учредить Фонд инноваций в промышленности на базе средств, полученных от приватизации госпредприятий.

Разумеется, такое "лечение" – игра в длинные нарды.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимы экстренные меры. Они должны учитывать вывод экспертов ЮНИДО об источниках роста: в развивающихся и новых индустриальных странах основной вклад в создание добавленной стоимости вносит внутренний спрос.

Запуск компенсационных механизмов для стимулирования покупки товаров с заданным уровнем локализации позволит оживить промышленность и ускорить модернизацию отраслей экономики. Это станет трамплином для дальнейшего выхода украинских производителей на внешние рынки.

В тоже время без радикальных изменений в системе публичных закупок, продиктованных интересами экономической безопасности, болезнь в запущенной стадии не преодолеть.

Правительство Франции продемонстрировало, что решительные, системные действия в период кризиса позволяют не только остановить падение индустрии, но и заложить фундамент для развития экономики на последующие десятилетия. Украина, используя преимущество отсталости, может заимствовать этот успешный опыт для новой индустриализации, а может увидеть Париж и умереть.

Компания Safran развернула завод по производству авиационных двигателей, оснащенный новейшими технологиями: коботическое, аддитивное производство, дополненная реальность

8

Компания Safran развернула завод по производству авиационных двигателей, оснащенный новейшими технологиями: коботическое, аддитивное производство, дополненная реальность

 

Мовою оригіналу

Джерело: Лівий берег