Блог Гіршфельда Анатолія

Гіршфельд Анатолій

Заступник Голови Ради ФРУ, виконавчий директор Національного комітету з промислового розвитку

02
Липень

Вагонные споры

Автор Гіршфельд Анатолій, 02.07.2019

1 июля 2019 г. начался новый виток торговой войны – Украина ввела запрет на поставки из РФ более 30 категорий товаров. Этот перечень, как следует из пояснительной записки к проекту соответствующего постановления КМУ, сформирован исходя из предложений ассоциаций, объединений, предприятий различных отраслей экономики «о необходимости сохранения отечественного производства». Учли и предложения отечественных вагоностроителей, но по-своему.

Ведение ограничительных мер – традиционный инструмент, который используют в целях защиты национальной экономики. Вот только подходы могут быть разные. Американское правительство, например, подготовку к введению экономических санкций против Китая начало после того, как Управление торгового представителя США в марте 2018 г. представило отчет на 215 страницах о политике Поднебесной в отношении трансфера технологий.

После 90 дней публичных слушаний, сбора уведомлений и комментариев относительно включения тех или иных товаров в «список счастья», для 818 позиций китайского импорта тарифы вступили в силу. Спустя некоторое время была подготовлена вторая итерация списка, более расширенная, которая на протяжении шести…

25
Квітень

Дорога Президента

Автор Гіршфельд Анатолій, 25.04.2019

«Нас слишком долго ослабляли многочисленные проблемы. Я не недооцениваю ни экономические трудности, ни социальное неравенство, ни демократические тупики, ни моральное ослабление страны». Так в своей инаугурационной речи Эммануэль Макрон –самый молодой президент в истории Франции выразил понимание стоящих перед ним вызовов.

Французское общество с ВВП на душу населения 38,25 тыс. долл., неудовлетворённое политическими реалиями, сделало ставку на «новое лицо». В Украине с более чем скромными доходами в 2,96 тыс. долл. и нарастающими внешними угрозами, протестные настроения и ожидания – существенно выше.

25
Лютий

В 2017 г. правительство в интересах аграриев запустило механизм компенсации продукции украинского сельхозмашиностроения. Концепцию предложил Национальный комитет промышленного развития, возглавляемый Премьер-министром Владимиром Гройсманом. Однако ни для кого не секрет, что программа в первый год реализации показала лишь 25% выборки бюджетных ассигнований.

Почему так случилось, какие реальные результаты были достигнуты в 2018 году и какие планы на 2019-й, рассказал Анатолий Гиршфельду,  народный депутат, исполнительному директору Национального комитета, журналу об агробизнесе «Пропозиція».

20
Лютий

Билет и при нём задачи

Автор Гіршфельд Анатолій, 20.02.2019

Избирательная кампания для кандидатов в президенты как экзамен для студентов – «всегда праздник». Вытягиваешь «билет», а «при нём задачи». И не только по теме «прямые функции»: укрепление обороноспособности, осуществление внешней политики, реформирование судебной и правоохранительной системы, но и «сложноподчинённые», экономические.

Поскольку первое лицо будет иметь непосредственное отношение к формированию коалиции, назначению главы правительства, руководителей Нацбанка, Антимонопольного комитета и прочим «уравнениям с неизвестными», их решения будут влиять на экономический результат и, как следствие, – на выполнение его обещаний по удовлетворению жизненно важных интересов избирателей.

11
Липень

Cui bono? Или «Кому выгодно»?

Автор Гіршфельд Анатолій, 11.07.2018

Техническая модернизация аграрных предприятий на базе расширения сотрудничества с украинскими машиностроителями будет сведена к минимуму в результате имплементации изменений в законодательство, позволяющих внести вагоны-зерновозы в перечень сельхозтехники, при закупке которой аграрии получают 25-ти процентную компенсацию стоимости.

В четверг, 5 июля, Верховная Рада со второй попытки поддержала поправки депутата Олега Кришина № 155 и 166 о внесении вагонов-зерновозов в категорию сельхозтехники, при закупке которой агропроизводители получают компенсацию.

Чтобы понять мотив новеллы, необходимо «включить» логику консула Римской республики Кассия,

06
Липень

Путь в тысячу ли начинается с первого шага

Автор Гіршфельд Анатолій, 06.07.2018

«В Одесский порт зашел сухогруз FuRongSong. На его борту - техника, которая будет задействована в строительстве объездной дороги вокруг Житомира»… Среди новеньких асфальтоукладчиков, грейдеров, экскаваторов и прочих «кораблей», которые будут бороздить просторы украинских дорог, – известные мировые бренды и ни одного украинского. И это не «зрада», как может показаться на первый взгляд, а последствия игнорирования государством в предыдущие годы инструментов промышленной политики. В результате Украина сегодня расплачивается деньгами налогоплательщиков с иностранными подрядчиками, которые едут в «Тулу со своим самоваром».

28
Лютий

Гамбит османского тигра

Автор Гіршфельд Анатолій, 28.02.2018

Впечатленные результатами преобразований в Турции в начале нового тысячелетия, эксперты заговорили об «экономическом чуде». Его фундамент правительство страны заложило ещё в 60-х годах, заключив Соглашение об ассоциации с ЕС (в то время — ЕЭС). Однако к активной фазе реформ страна перешла с подачей в 1987 г. заявки на членство в Евросоюзе, что позволило за одно поколение в 7 раз увеличить доход на душу населения и довести его к 2013 г. до исторического максимума – 12 543 дол. Дополнительным катализатором роста стало Соглашение о таможенном союзе с ЕС, подписанное в 1995 г.

Критики сравнивали этот шаг с капитуляцией Османской империи. Однако время показало, что, потеряв некоторый суверенитет в принятии решений (Турция взяла обязательство не заключать внешнеэкономические договора с третьими странами без ведома ЕС), экономика получила стратегическое преимущество и стала пятым торговым партнером еврозоны, нарастив экспорт до 80 млрд. дол. по итогам 2016 г.

Что касается Таможенного союза, примечательно как его подписание…

22
Грудень

Победить на своем поле

Автор Гіршфельд Анатолій, 22.12.2017

Принятый Верховным Советом Украины 7 декабря 2017 г. за основу законопроект №7206, он же "Покупай украинское", стал лакмусовой бумагой, показавшей реальное отношение к промышленному будущему Украины тех, кто называет себя реформаторами. В лучших традициях информационной атаки, чиновники и эксперты, избалованные зарубежными грантами, имея слабое представление об индустриальном потенциале страны, пытаются навязать мысль о невозможности и пагубности использования рычагов влияния, в частности госзакупок, на развитие промышленности.

Показывая наперебой, как голову Медузы Горгоны, Соглашение об ассоциации Украина-ЕС и обязательства в рамках ВТО, они до хрипоты, как говорил Михаил Жванецкий, «спорят о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел», убеждая, что рдеют о будущем национальных производителей. О будущем тех, чьи товары с внутреннего рынка вытесняют импортные аналоги, конкурентоспособность которых, среди прочего, обуславливается доступностью кредитов (при инфляционных процессах в Украине ставка рефинансирования – 14,5%, тогда как в США – 1,25%, а в Єврозоне – 0,0%), а также разного рода стимулами,…

01
Листопад

Закупівлі за бюджетні кошти в багатьох країнах — потужний інструмент економічного зростання. І в час, коли Україна живе в очікуванні чергового траншу МВФ обсягом 1,9 мільярда доларів, доречно згадати, що сумарна вартість укладених договорів у межах публічних закупівель за минулий рік досягла вже 10,4 мільярда доларів. Якщо змусити працювати гроші платників податків на вітчизняну економіку, а не сприяти їх виведенню за кордон, купуючи імпортні товари, можна значно скоротити залежність від зовнішнього фінансування. Що заважає використовувати публічні закупівлі в інтересах національної індустрії? Як подолати перешкоди? Про це «Урядовому кур'єру» розповів виконавчий директор Національного комітету з промислового розвитку України Анатолій ГІРШФЕЛЬД.

— Дедалі частіше держзамовники фігурують у скандалах, пов'язаних із закупівлями. Чому профільний закон не ставить заслону зловживанням?

— Передусім зверну увагу на те, що в українському правовому регулюванні панує принцип: «дозволено все, що не заборонено законом». Нераціональне витрачання бюджетних коштів та афера на кшталт закупівель палива для Міноборони — не…

05
Жовтень

Не можна ставити хрест на вітчизняному машинобудуванні. Як показує досвід багатьох країн, його треба розвивати, орієнтуючись на кращі технології сучасності

Нині дехто поширює міфи щодо неможливості та недоцільності індустріального розвитку України. Посилаються на те, що від часів незалежності її локомотив — машинобудування — втратив ключові компетенції.

Міф 1. Україна — аграрна країна, її майбутнє — у розвитку сільського господарства

Цю тезу активно поширюють як представники аграрного лобі, так і західні експерти, котрі пропонують найбільш оптимальне, з їхнього погляду, місце України у глобальній економіці. Вони вбачають Україну одним із найбільших виробників сільськогосподарської продукції, яка повинна стати сільськогосподарською наддержавою. Щоб зрозуміти наслідки такого шляху для нашої країни, слід згадати історію.

Коли 1961 року генерал Пак, лідер Південної Кореї, на зустрічі з радником президента Дж. Кеннеді з питань національної безпеки В. Ростоу запитав щодо цілей економічного розвитку, той відповів, що країні передусім необхідно підвищити продуктивність праці корейських селян і посилити…