01
Жовтень

Бюджет-2019: стоимость его обслуживания и погашения в 491 млрд грн достигнет 50% доходов госбюджета

Автор  Сергій Салівон, 01.10.2018

- В проекте бюджета-2019 правительство планирует сократить долю перераспределения ВВП через бюджет. Но вряд ли это произойдет – доходы бюджета к принятию финверсии прирастают даже больше, чем номинальный ВВП
- Увеличение реального ВВП прогнозируется всего на 3%, по сравнению с 2018 г. То есть, экономический рост почти не планируется
- 130 млрд грн. дополнительных доходов в госбюджет (по сравнению с 2018 г.) будет формироваться в основном за счет инфляции и повышения курса доллара (курс планируется 29,4 грн/USD)


- В год выборов Кабмин резко усиливает финансирование МВД
- Стоимость обслуживания и возврата долгов для Украины выходит за все разумные рамки. А правительство планирует в 2019 г. занимать ресурсы на внутреннем рынке под 15,7%, а на внешних – под 9%!

Кабмин третий год подряд успел вовремя внести в Верховную Раду проект Бюджета на следующий год. Анализирую, на каких макроэкономических прогнозах базируются ожидания правительства.

В зарегистрированном в ВР под №9000 документе доходы сводного бюджета зафиксированы на уровне 1292,7 млрд грн (см. ниже «Динамика доходов в бюджет Украины 2003-2019 гг., млрд грн.»), а расходы – 1392,4 млрд грн (см. ниже «Динамика расходов бюджета Украины 2003-2019 гг., млрд грн.»).

Макрооснова

Макроэкономическая база, на которой Минфин скорректировал выполнение Бюджета-2018 до конца текущего года (и соответственно «мостик» для прогнозов на 2019 г.), является тайной. Кабмин последний раз вносил изменения в «Основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2018 год» в декабре 2017 года. Они на сегодня и остаются официальным прогнозом в текущем году – см. ниже «Основные правительственные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2018 г. (в декабре 2017 г., в редакции постановления КМУ №906 от 01.12.2017 г.)».

С точки зрения корректности нормативной базы о реальных текущих макроэкономических показателях получилась странная картина. В июле 2018 г. правительство издает постановление №546 (от 11.07.2018 г.), которым, утверждает Основные правительственные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2019 г. (см. ниже).

Эти официальные показатели и служат базой для расчета бюджета Украины на 2019 г. Причем сами макропрогнозы 2019 года в свою очередь опираются на прогнозные показатели года 2018-го. А поскольку последние изменения в прогноз 2018-го года официально вносились в декабре 2017-го, то именно утвержденные в конце прошлого года цифры и должны быть базой для расчета макропрогноза-2019 и Бюджета-2019.

Но как выяснилось, это не совсем так!

Во-первых, в Пояснительной записке к проекту Бюджета-2019 разработчики упоминают, некие ожидаемые показатели 2018-го года (получается тайные), датируя их «11.07.2018». Например, в пояснительной записке на графике индекса потребительски цен указано, что «очікуваний від 11.07.2018» индекс потребительских цен составит 11% – в среднем за 2018 г. к 2017 г. Здесь уже есть расхождение, так как в декабрьском прогнозе закладывалось 10,9%. При этом текущие замеры индекса в нынешнем году уже были выше значения даже в 11% – с 14,1% в январе до 11,7% в августе. Следовательно, нынешней осенью, по прогнозам Кабмина, должно произойти резкое торможение инфляции и чуть ли не дефляция – снижение цен на потребительские товары и услуги!!!

Во-вторых, Минфин ожидает 3,2% рост реального ВВП по итогам 2018 г. Тогда как в декабрьском 2017-го года прогнозе указан рост в 3%.

Если индекс-дефлятор ВВП по никем не утвержденному прогнозу увеличится сопоставимо с инфляцией, то все вместе это даст прирост номинального ВВП в 2018 г. на 52 млрд грн. И по году даст 3384,8 млрд грн. против утвержденных в прогнозе на 2018 г. 3332,3 млрд грн.

Это только наши предположения, потому что авторы ни в Пояснительной записке к законопроекту бюджета, ни в других прилагаемых документах не поделились исходными данными, на которых базируется расчет Бюджета-2019.

Кстати, возвращаясь к теме «невиданного экономического роста», регулярно упоминаемого авторами Пояснительной записки к проекту Бюджета-2019. В 2018 г. ожидается перечисление украинскими трудовыми мигрантами в страну около $10 млрд. Это составляет примерно 7% ВВП. Вот все, что нужно знать об экономическом росте!

И немного об инфляции. На 2017 год правительство прогнозировало инфляцию на уровне 12,7%. В мае 2017 г. пересмотрели показатель до 12,9%, на чем и строился Бюджет-2018. Но в итоге среднегодовая инфляция в 2017 г. составила 14,4%. Вроде бы 1,5 п.п. ошибка и небольшая, но в масштабах экономики это 44,7 млрд грн. А значит – дополнительный инфляционный налог на экономику превысил в 2017 г. 15 млрд грн. И стал приятным довеском к доходам бюджета.

Есть подозрение, что в нынешнем, 2018 году, будет то же самое, только в еще бОльших масштабах: об этом свидетельствует и нынешний размер постоянно повышаемой НБУ учетной ставки, и планы по росту цен на газ, и резкий рост цена на целый ряд продуктов питания, и многое другое. О каких в таком случае 11% индекса потребительских цен (инфляции) по году можно говорить?

А с учетом того, что в прогнозе на 2019 г. среднегодовая инфляция закреплена на уровне 8,7% (см. выше «Основные правительственные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2019 г.), почти наверняка то же самое нас ожидает и в следующем году.

Рост реального ВВП на 2019 г. Кабмин уже традиционно прогнозирует на уровне +3%. Хотя, как было указано выше, с учетом взноса трудовых мигрантов это вообще никакой не рост. О реальном росте экономики, значит, можно забыть, как минимум, еще на один год.

Некоторое вопросы вызывает и прогнозный курс доллара, заложенный в Бюджет-2019 – 29,4 грн. в среднем за год. Еще весной Кабмин прогнозировал средний курс в 2019 г. на уровне 30,5 грн. Возможно, оправданием этому служит то, что в 2018 г. гривна оказалась крепче, чем ожидали в правительстве: напомним, в Бюджет-2018 закладывался средний курс доллара на уровне 29,3 грн. Но по факту, видимо, не превысит 28 грн. Это – с одной стороны.

С другой же – падение курса во втором полугодии 2018 г. получилось довольно ощутимым и заложенный в Бюджет-2019 средний курс вполне может быть достигнут уже к концу этого года.

Основные параметры

Впервые за последние годы в представленном правительством проекте Бюджета рост доходов сводного бюджета оказался меньше ожидаемого прироста номинального ВВП – см. ниже «Прирост доходов бюджета и объема номинального ВВП в Украине по отношению к предыдущему году*, %».

Соответственно, ожидается и некоторое сокращение перераспределения ВВП через бюджет – см. ниже «Доля ВВП Украины, перераспределяемая через сводный бюджет*, %». Хотя уровень перераспределения и продолжает оставаться большим.

Однако не стоит обольщаться, что именно так и будет. Во всяком случае, МВФ этим обещаниям не поверил и логика в таком недоверии есть. Даже в прошлом 2017 г. при принятии Бюджета-2018 доходная часть сводного бюджета подросла в отношении первоначально представленного правительством проекта, на 43,4 млрд грн., а расходная – на 80,2 млрд грн. А ведь 2018 год не был годом выборов. Нынче аппетиты и отдельных депутатов, и власти в целом будут куда больше. Так что в итоге доходы сводного бюджета могут прирасти даже больше, чем номинальный ВВП.

Кстати, к сомнительным можно отнести и планы по некоторому увеличению собственной доходной базы местных бюджетов – см. ниже «Доля собственных доходов местных бюджетов в доходах сводного бюджета в Украине*, %». «Надувать» будут прежде всего государственный бюджет, доля местных бюджетов упадет – во всяком случае именно так развивалась ситуация последние 4 года.  Хотя она и в представленном проекте на крайне низком уровне.

Очевидно, что 130 млрд грн. дополнительных доходов госбюджета (см. выше «Динамика доходов в бюджет…») будет практически в полном объеме формироваться за счет инфляции и других ценовых индексов. А также – за счет повышения курса доллара (по таможенным платежам), который наверняка превысит запланированное значения в 29,4 грн/USD.

Но не обойдется и без фискальных изменений, которые должны будут подкрепить доходную базу бюджета. Например, в ВР 17 сентября уже зарегистрирован законопроект №9085, которым предлагается увеличить ставки налогов, выраженные в абсолютных значениях, на индекс потребительских цен или индекс цен производителей. За счет такого повышения правительство планирует получить дополнительно 6,1 млрд грн.

А «под елочку», с большой долей вероятности, нас ожидает еще один, уже более болезненный, фискальный законопроект – подобные проекты в «пакете» с Бюджетом принимаются у нас ежегодно.

В проекте бюджета также планируется утвердить новые размеры «прожиточного минимума» (который по-прежнему не будет иметь ничего общего с прожиточным минимумом) и минимальной зарплаты:

Дата Прожиточный минимум, грн. Минимальная зарплата, грн.
с 01.01.2019 1853 4173
с 01.07.2019 1936
с 01.12.2019 2027

Рост минимальной зарплаты, таким образом, запланирован на уровне 12,1% тогда как прожиточный минимум, по сравнению с установленным на 01.12.2018 г., вырастет лишь на 9,4%.

Социальная составляющая задвинута на второй план не только при определении минимального прожиточного минимума. При изучении основных расходных статей бюджета бросается в глаза, что явным лидером по росту расходов в 2019 г. будет МВД – см. ниже «Некоторые расходы, запланированные в проекте государственного бюджета Украины на 2019 г.». Правда, на второй позиции по росту расходов находятся вливания в Пенсионный фонд – но тут мы имеем дело не с ростом пенсий, а с провалом «успешной» пенсионной реформы.

Следующим по приросту расходов является министерство обороны, которое впервые по стоимости содержания опередит МОЗ и уже подбирается к МОН. Расходы же на обслуживание госдолга, которые занимают вторую строчку после пенсионных, мы проанализируем ниже.

Долговая яма

Недавно я анализировал утвержденную Кабмином стратегию управления госдолгом, которая оказалась полна несуразностей. Проект Бюджет-2019 этих несуразностей лишь добавил.

Авторы проекта справедливо замечают, что за 2017 г. общий объем государственного и гарантированного государством долга вырос в долларовом эквиваленте на 7,5% до $76,3 млрд. А в гривневом эквиваленте – на 1% до 2,1 трлн грн., составив на конец 2017 г. 72% ВВП.

На конец 2018 г. правительство прогнозирует уменьшение отношения госдолга к ВВП (без учета гарантированного) до 60%. То есть, с гарантированной частью он должен составить около 70% ВВП.

И вот в 2019 г. долг должен почему-то стремительно сократиться – в чистом виде до 52,2% ВВП, с учетом гарантированного до 62%. Этот непонятный оптимизм синхронизирован и с планами, изложенными в Стратегии.

А вот дальше не совпадает совсем. Кабмин планирует в 2019 г. занимать ресурсы на внутреннем рынке под 15,7%, а на внешних – под 9%!

Во-первых, это означает, что всерьез на деньги МВФ в Кабмине не рассчитывают. Во-вторых, такие планы идут в полный разрез упомянутой правительственной Стратегией, которая предусматривает удешевление обслуживания госдолга. Ведь, 9% годовых в валюте – это, напротив, серьезное удорожание!

Всего в 2019 г. только на обслуживание долгов предусмотрено выделить рекордные 145,2 млрд грн.

Плюс к этому резкими темпами растут обязательства по погашению именно внешнего долга, который за счет печатного станка НБУ не выплатишь: в следующем году по внешним заимствованиям надо будет вернуть более $4,1 млрд (при радужном курсе, заложенном правительством в бюджет, это 121,7 млрд грн.). И еще $2 млрд – по внутренним валютным заимствованиям!

Стоимость же обслуживания и погашения госдолга в 2019 г. достигнет просто запредельного размера в половину всех доходов государственного бюджета - 491,1 млрд грн, или 49% от планируемого дохода госбюджета!

См. ниже – «Стоимость обслуживания госдолга Украины, млрд грн.», «Погашение внешнего долга Украины, млрд грн.», «Стоимость обслуживания и погашения госдолга Украины, млрд грн. (% от доходов госбюджета)».

На этом фоне просто изумительно выглядит решение разрешить со следующего года областным советам осуществлять внешние заимствования и давать гарантии под них! Долговая яма, которая и так достигла невероятных размеров, уже в следующем году может превратиться с кроличью нору.

 

Мовою оригіналу

Підготовлено для Нова Влада