16
Січнь

Блокирование возврата НДС — задолженность государства перед бизнесом выросла до 30 млрд грн

Автор  Сергій Салівон, 16.01.2019

В декабре 2018 г. в бизнес-среде произошел большой скандал. Как я уже писал, по информации от бизнесменов, представители Государственной фискальной службы (ГФС) в декабре 2018 г. начали в добровольно-принудительном порядке требовать от предприятий переноса заявок на возмещение НДС с декабря на январь 2019 г.

Основная причина такой инициативы фискалов в том, что к концу года обнаружилась большая недостача в выполнении плановой доходной части госбюджета. Соответственно этот недобор пытались уменьшить блокированием возмещения НДС и фактическим переносом сроков их возмещения на 2019 год

– тогда заявленные к возмещению на конец 2018 г. суммы искусственно завысят доходную часть бюджета-2018.

Как сообщали представители бизнеса, фискалы просили компании перенести заявки на возмещение НДС, оформленные на декабрь 2018 г., в счет налогового кредита будущего налогового периода. При этом налоговики обещали, что якобы возместят все и сполна уже буквально в январе 2019 г. Ну а кто не согласится «по-хорошему», к тому обещали прийти с документальной проверкой, сам факт которой автоматически откладывает возмещение на месяц. Следует ли пояснять, что все это приводит к вымыванию оборотных средств у бизнеса, которые нужны на поддержание деятельности и развитие в рамках текущей операционной деятельности предприятий.

Нова Влада естественно обратилась в ГФС, Министерство финансов и Кабинет Министров с просьбой прокомментировать информацию, полученную нами от предпринимателей. 

На днях в редакцию пришел ответ от ГФС на запрос относительно причин блокировки службой возмещения НДС в декабре 2018 года. Минфин и Кабмин пока традиционно молчат. Правда, от пресс-службы КМУ поступил телефонный звонок, в ходе которого ее представительница убеждала редакцию Нова Влада, что данный вопрос не в компетенции правительства, так как Кабмин – это всего лишь коллегиальный орган. В электронном или письменном виде ответа не было. Мы тогда здорово посмеялись. Второй раз мы посмеялись уже с ответа самой ГФС.

Собственно, это не был ответ по существу вопросов - см. запрос Нова Влада в формате pdf по ссылке и письмо ГФС в формате pdf по ссылке).

Чиновники как всегда решили просто насыпать множество цифр, обильно сдобренных положительными комментариями о своей же работе. Но, мы не поленились проанализировать приведенные налоговиками данные о возмещении НДС в Украине в 2018 г. Как выяснилось, они как раз и подтверждают нашу информацию об искусственной блокировке возмещения со стороны фискалов.

Если же эту информацию еще и дополнить данными ГФС и Государственной казначейской службы о выполнении доходной части бюджета, то получается, что мы имеем дело практически с признательными показаниями!

Красноречивые цифры

Итак, ГФС пишет, что по итогам 10 месяцев 2018 г. по результатам камеральных проверок (то есть, в течение месяца после заявки на возмещение) налогоплательщикам было возмещено почти 85,2%, или 91,9 млрд грн. А по итогам 11 месяцев – эта доля уже уменьшилась до 82,2% (99,9 млрд грн.).

Путем нехитрых арифметических вычислений, приходим к такому результату: в отдельно взятом ноябре, когда еще не началась полноценная вакханалия с блокировкой возмещения НДС, по результатам камеральных проверок было возмещено лишь 58,8% (8 млрд грн. из 13,6 млрд грн. поданных к возмещению). Это явно ниже 85,2%, которые получились по итогам предыдущих 10 месяцев 2018 г.

Не правда ли, странное изменение? Оно говорит о том, что практика искусственного переноса во времени возмещения НДС начала применяться даже раньше декабря – как минимум, в ноябре. Но возможно не так массово, как в конце года.

Далее фискалы пишут, что размер среднемесячной заявки на возмещение НДС в 2018 г., по сравнению с 2017 г., вырос на 2,1 млрд грн. – с 9,9 млрд грн. до 12 млрд грн. То есть, более чем на 21%. И в то же время, как положительный результат своей работы, ГФС в ответе умудряется привести тот факт, что среднемесячное фактическое возмещение НДС выросло на 1,2 млрд грн. – с 9,9 млрд грн. до 11,1 млрд грн. То есть, всего на 12%!!! Согласитесь, 12% роста возмещения явно меньше, чем 21% роста заявок на него. То есть в 2018 году возмещалось далеко не все заявленное.

Можно сравнить и в абсолютных цифрах: если в 2017 г. среднемесячная сумма возмещения была равна среднемесячной сумме заявки, то в 2018 г. она была в среднем в месяц на 0,9 млрд грн. меньше заявленного.

Отсюда и рост задолженности по возмещению НДС с 01.01.2018 г. по 01.12.2018 г. – с 15,3 млрд грн. до 23,8 млрд грн. О чем Нова Влада и писала в прошлой публикации.

Налоговики указывают, что из 23,8 млрд грн. задолженности по возмещению НДС, которая сформировалась по состоянию на 01.12.2018 г., 16,6 млрд грн. – это суммы, заявленные в ноябре 2018 г. Правда, они забывают упомянуть, что, даже по официальным данным, из этой суммы 0,5 млрд грн. – это просроченная задолженность, которой по смыслу работы Системы электронного администрирования (СЭА) НДС и Системы мониторинга оценки рисков налогового кредита (СМКОР) вообще не может быть априори!

Но главное следствие из этого признания другое. Если в ноябре было заявлено к возмещению 16,6 млрд грн., то это означает, что:

1) в декабре ГФС должна была согласно Налоговому кодексу Украины (НКУ) без вариантов возместить ранее заявленные плательщиками 7,2 млрд грн. (23,8 млрд грн. минус 16,6 млрд грн.);

2) плюс в том же декабре, руководствуясь бравурной статистикой пусть даже за 11 месяцев, ГФС должна была возместить 82,2% от ноябрьской заявки, то есть, еще 13,65 млрд грн.

В декабре 2018 г. бизнесу недоплатили 6,55 млрд грн. НДС на возмещение. Общая задолженность по НДС уже превышает 30 млрд грн!!!

Итого, в декабре 2018 г. ГФС должна была вернуть на счета плательщиков 20,85 млрд грн.

Теперь смотрим отчетные данные Госказначейства по исполнению доходной части бюджета и возмещению НДС в 2018 г. В соответствии с ними в декабре было возмещено лишь 10,05 млрд грн.

10,05 млрд грн. – это:

1) меньше среднемесячного возмещения за 11 месяцев (12 млрд грн.), хотя на декабрь, как правило, приходятся наибольшие выплаты возмещения – собственно, об этом же говорят ноябрьские заявки на возмещение;

2) это существенно меньше даже ноябрьской заявки на возмещение (16,6 млрд грн.);

3) и это тем более не покрывает ранее заявленные 7,2 млрд грн., которые должны были быть возмещены абсолютно безусловно!

Другими словами, предположения Нова Влада о том, что в декабре ради выполнения доходной части бюджета ГФС может блокировать возмещение плательщикам примерно 4-5 млрд грн. НДС оказались даже несколько оптимистичными. По факту в декабре плательщикам недоплатили 6,55 млрд грн. В итоге, задолженность по возмещению за декабрь 2018 г. вырастет примерно на такую же сумму, а общая задолженность по НДС превысит 30 млрд грн. (напомним, по данным ГФС, на 1 декабря было 23,8 млрд грн) – см. ниже «Остатки невозмещенного НДС в Украине, млрд грн.».

Кстати, с учетом того факта, что фискалы начали снижать выплаты бизнесу еще осенью, то к 01.01.2019 г. ГФС изъяла у бизнеса примерно 10,8 млрд грн. оборотных средств! Они состоят из 7,2 млрд грн., которые были заявлены до ноября 2018 г., и должны были быть возмещены в декабре в любом случае, плюс 13,65 млрд грн. (82,2% от ноябрьской заявки в 16,6 млрд), минус реально возмещенные 10,05 млрд грн.

pdv_vozvr_zalyshki_01012019.jpg

Факт блокировки возмещения подтверждается и открытыми данными Госказначейства о плательщиках НДС, которым было произведено возмещение в декабре.  Особенно если сравнить их с данными предыдущего месяца. Например, количество плательщиков, получивших возмещение в декабре 2018 г., оказалось на 12% меньше такого же количества за ноябрь (2943 против 3337).

Если же отбросить небольших экспортеров (тех, кто заявил к возмещению меньше 1 млн грн.), то разница в количестве получивших возмещение получится совсем уж несуразной: в декабре таковых оказалось в полтора раз меньше, чем в ноябре (430 против 637).

Что все это значит

В январе Нова Влада поговорила с некоторыми пострадавшим предприятиями. По словам их руководителей, в точности как мы и предполагали, в компании, которые не согласились с переносом возмещения на январь, в конце декабря пришли налоговики. Они чисто формально зафиксировали факт начала налоговой проверки. Ни актов проверок и справок (справки оформляются, когда нарушения не выявлены) до сих пор нет. То есть, фискалы просто выдерживают максимальный срок их оформления, который будет заканчиваться в середине-конце второй декады января. После чего, если они не пойдут на совсем уж грубое нарушение требований НКУ к концу января – началу февраля возмещение должно быть произведено.

Однако есть все основания полагать, что ГФС продолжит начатый «карнавал».

К началу 2019 г. ГФС изъяла у бизнеса примерно 10,8 млрд грн. оборотных средств!

В отношении декабрьских заявок, по которым возмещение должно быть произведено в январе, это можно сказать почти со 100-процентной уверенностью. Денег на текущее возмещение и на погашение возмещения прошлого месяца, да еще и в «бедном» январе точно не будет.

Но вряд ли денег хватит даже для возмещения тех сумм задолженности, которые были накоплены к 1 января 2019 г. А это напомним ни много, ни мало свыше 30 млрд грн!!! Тут у фискалов есть варианты возможных действий:

1) тянуть с оформлением справок по проверкам до последнего, чтобы перенести часть возмещения на первые числа февраля;

2) рисовать акты проверок с придуманными нарушениями и выписывать на их основе надуманные уведомления-решения – к сожалению, законодательством не предусмотрено никакой ответственности за внесение в акт заведомо ложных сведений и принятие на его основе надуманного налогового уведомления-решения.

Думается, будут делать и то, и другое.

Однако коллапс СЭА НДС при таких действиях не за горами. Потому что Бюджет-2019 просто не содержит ресурса для возмещения накопленных в конце прошлого года дополнительных 10,8 млрд грн. невозмещенных сумм НДС. И нет оснований предполагать, что с начала нынешнего года прекратится накопление задолженности. Вряд ли кто-то позволит перед выборами сокращать доходную часть за счет возмещения НДС, так как это автоматически приведет к проблемам с финансированием расходной части бюджета.

Однако оттянуть коллапс до президентских выборов вполне может и получится. Особенно если крупный бизнес пойдет навстречу пожеланиям власти.

Мовою оригіналу

Підготовлено для Нова Влада