Химики и аграрии требуют от правительства принять комплекс мер по обеспечению АПК украинскими минудобрениями
29.03.2019

Химики и аграрии требуют от правительства принять комплекс мер по обеспечению АПК украинскими минудобрениями

27 января 2019 г. в Федерации работодателей Украины (ФРУ) состоялась рабочая встреча по вопросам продвижения Стратегии развития химической отрасли Украины до 2030 г. Ее проект был подготовлен совместно ФРУ и Союзом химиков Украины (СХУ).

На нынешней встрече, в частности, говорилось о необходимости обеспечения аграриев удобрениями украинского производства по доступным ценам. В ней приняли участие представители крупнейших производителей химической продукции, а также предприятий аграрного комплекса.

И промышленники, и аграрии сошлись во мнении о том, что заявка Минагрополитики по объемам поставки аграриям минеральных удобрений на весеннюю посевную текущего года выполняется в полном объеме. По итогам 2018 г., в Украине увеличилось внутреннее производство и уменьшился импорт минеральных удобрений, по сравнению с 2017 г. Это стало возможным благодаря принятым правительством мерам по защите внутреннего рынка минеральных удобрений (в частности, от российского импорта), а также благодаря той роли, которую сыграл на рынке Аграрный фонд. При этом дефицита, которым многие пугали в случае ограничения поставок из России, не было ни в прошлом году, ни в начале нынешнего года.

По словам главы Союза химиков Украины Алексея Голубова, в Украине сейчас работают три крупных химических предприятия – Днепроазот, Черкасский азот и Ривнеазот, а также ряд мелких производителей удобрений. По его мнению, худшие времена, когда была остановлена почти вся химическая отрасль, остались позади, но проблем, которые могут повернуть ситуацию вспять по-прежнему хватает.

Во-первых, даже нынешняя посевная более чем на 50% обеспечивается за счет импортных удобрений. Да, доля импорта из России просела, но ее место заняли поставщики других стран (Турции, Грузии, Болгарии, Узбекистана и т.д.), у части из которых ранее Украина удобрения вообще не закупала. У части из них закупки выросли в разы. Например, из Узбекистана в 14 раз.

При этом крупнейшее и к тому же государственное предприятие «Одесский припортовый завод» простаивает. Стоит и такой гигант, как Северодонецкий Азот. А на складах удобрений отечественного производства накоплено около 300 тыс. т на сумму свыше 3 млрд грн. Интересно, что в январе-феврале 2019 г. для покрытия нужд аграриев было импортировано 425 тыс. т удобрений, которые в значительной степени перекрываются имеющимися складскими запасами. Не говоря уж о возможности запуска простаивающих мощностей.

Во-вторых, по словам Голубова, в мире сегодня реализуются проекты по строительству новых мощностей по производству удобрений на десятки миллионов тонн. И только Украина стоит в стороне от этого процесса. В частности, в России реализуется программа утроения производственных мощностей за период с 2016 г. по 2030 г. При этом близко 80% производимых в России удобрений нацелены на экспорт. По словам советника главы Союза химиков Игоря Гольченко, в ЕС начинают принимать серьезные меры по защите своих производителей в связи со столь агрессивной экспортной политикой РФ. В Украине же антидемпинговые меры против российских предприятий могу прекратить действе уже в июле нынешнего года. Кроме того, по его словам, важнейшей проблемой для Украины становится потеря специалистов, которые в значительной степени выезжают как раз в Россию. Все эти факторы в совокупности могут привести к очень большим проблемам в украинском химпроме.

В-третьих, никуда не делась проблема дорогого сырья – газа. По словам генерального директора Федерации работодателей Украины Руслана Ильичева, цена газа для украинских химических предприятий не только вчетверо выше той цены, по которой получают газ их российские визави, но и в три с лишним раза выше, например, цены газа для грузинского производителя удобрений в Рустави.

Собственно, цена газа для украинских химиков едва ли не самая высокая во всей Европе. Разумеется, при такой ситуации даже отработав 2018 г. с мизерной рентабельностью в 1,5%, украинским производителям невозможно тягаться по цене с иностранцами.

Однако не стоит думать, что импортные удобрения при этом сильно отличаются в цене от украинских – разница составляет несколько сотен гривен. Просто таким образом Украина (посредством аграриев) оплачивает сверхприбыли российских, узбекских, турецких и прочих производителей удобрений. Газ же украинской добычи попадает на рынок по совершенно нерыночной формуле импортного паритета, создает сверхприбыль и возможности для коррупции и злоупотреблений у монополиста (привет миллионным зарплатам и премиям «Нафтогаза Украины»). И одновременно уничтожает отрасли промышленности, зависимые от газа.

Не пытается государство стимулировать и альтернативные направления: синтез-газ, использование рассолов хвостохранилищ Калуша и Стебника, разработку фосфатно-ильменитовых руд и т.д. Глава Украинской аграрной ассоциации Леонид Козаченко выступил с инициативой «предложить производителям удобрений передать на распределения прибыли угольные шахты. У нас из 32 угольных шахт государственных, три шахты добывают очень качественный уголь именно для производства синтез-газа. Эти три угольные шахты могли бы давать синтез-газ, и стоимость газа не превышала бы 100 долл. При 25 долл стоимости угля. Бесплатно можно передать одну-две-три шахты. Можно безвозмездно передать газовые месторождения, на которых не было добычи. Если они являются перспективными».

В любом случае без комплексной поддержки государством развития химической отрасли она обречена на прозябание, а Украина – на все большую зависимость от иностранных производителей. Тем не менее в Кабмине и Минэкономразвития практически никак не отреагировали на проект Стратегии развития химической отрасли до 2030 г., который собственными силами подготовили ФРУ и СХУ.

Еще одна поднятая проблема касается регулирования импорта. При выходе украинских предприятий на внешние рынки (в том числе в Азии, в Латинской Америке) при сертификации и регистрации удобрений местные регуляторы требуют указывать четкое процентное соотношение элементов таких удобрений. Причем как макроэлементов, так и микроэлементов. В Украине же до сих пор можно регистрировать удобрения с «вилкой» (от такого-то до такого-то количества процентов) допустимого процентного содержания каждого из таких элементов. Что позволяет иностранным производителям (прежде всего, российским) в случае принятия запретительных или ограничительных мер против конкретного вида удобрений (при этом указывается четкое процентное соотношение элементов) переформировать соотношение и продолжать поставки.

По итогам встречи участники пришли к ряду общих решений и призвали:

1. Кабинет Министров Украины при разработке новой Стратегии развития аграрного сектора экономики Украины учесть необходимость обеспечения аграриев удобрениями украинского производства по доступной цене.

2. Премьер-министра Украины Гройсмана В. Б .:
а) рассмотреть возможность, на период подготовки к осенней посевной 2019 г., внедрения пилотного проекта по размещению госзаказа на отечественных мощностях по переработке газа украинской добычи в минеральные удобрения с привлечением Аграрного фонда – в объеме, эквивалентном импорту;
б) в рамках пилотного проекта внедрить механизм компенсации ставок по кредитам для потребителей минеральных удобрений – при условии их закупки у украинского производителя;
в) внести изменения в Порядок регистрации комплексных удобрений иностранного производства предусмотрев фиксирования норм долей макро-, мезо- и микроэлементов таких удобрений;
г) рассмотреть возможность упрощения доступа химических предприятий к разработке и добыче газа, а также возможность сотрудничества с государством по модернизации государственных шахт и производству синтез-газа для его использования в качестве сырья для производства удобрений.

3. Первого вице-премьер-министра Украины – Министра экономического развития и торговли Украины Кубива С.И .:
а) по соответствующему запросу предприятий химической отрасли рассмотреть вопрос продления срока действия мер по защите внутреннего рынка минеральных удобрений;
б) вернуться к вопросу необходимости утверждения Стратегии развития химической отрасли Украины, проект которой уже подготовлен ФРУ и СХУ;
в) принять меры для возобновления работы ГП «Одесский припортовый завод»;
г) рассмотреть предложения по переработке рассолов с хвостохранилищ Калуша и Стебника в калийные удобрения, решив при этом проблему экологической безопасности в регионах;
д) рассмотреть возможность привлечения иностранных инвесторов для реализации проекта по разработке Кропивнянского месторождения фосфатно-ильменитовых руд с выходом на добычу 300 тыс. т ильменитового концентрата и 600 тыс. т апатитового концентрата, и с получением сырья для выпуска 20 тыс. т листового титана. А также – полного закрытия потребностей отечественных производителей комплексных удобрений в сырье.

4. Народных депутатов Украины выступить с инициативой о внесении изменений в Госбюджет-2019 и выделении дополнительного финансирования по направлению «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе» для частичной компенсации сельхозпроизводителям стоимости фактически использованных ими минеральных удобрений, приобретаемых у отечественных товаропроизводителей, в сумме от 1 млрд. грн. до 3 млрд грн.

Мовою оригіналу

Джерело Нова влада

Схожі новини

всі новини